Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Квотирование рабочих мест: все особенности и нюансы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В определенный срок после государственной регистрации в налоговых органах работодатели, независимо от их численности, организационно-правовых форм и форм собственности обязаны встать на учет в территориальном подразделении службы занятости населения (отделе квотирования). Постановка на учет сопровождается присвоением юридическому лицу регистрационного номера, его указывают при работе с отчетными документами. Регистрация по месту нахождения производится, в том числе по месту нахождения филиалов юридического лица (в другой местности, в другом субъекте федерации).
Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
В каком размере квотируются рабочие места для инвалидов?
Статья 21 №181-ФЗ устанавливает для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, квоту для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников:
-
В Санкт-Петербурге — в размере 2,5 процента к среднесписочной численности работников.
-
В Москве — размере 4 процентов от среднесписочной численности работников.
-
В Карелии — в размере 3 процентов среднесписочной численности работников
При расчете количества рабочих мест в счет установленной квоты округление, как правило, производится в сторону уменьшения до целого значения.
В некоторых регионах расчет размера квотирования рассчитывается не в процентном соотношении, а, например, как в законе «О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области». В этом регионе установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов следующим образом. Для организаций со среднесписочной численностью работников:
-
от 101 до 500 человек — одно специальное рабочее место;
-
от 501 до 1000 человек — два специальных рабочих места;
-
от 1001 до 2000 человек — четыре специальных рабочих места;
-
более 2001 человека — шесть специальных рабочих мест.
Кому и как предоставлять сведения по квотированию?
В Санкт-Петербурге и Карелии — таким органом является Служба занятости населения. В Москве — деятельность работодателей города в части квотирования рабочих мест координирует Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, совместно с Государственным казенным учреждением Центр занятости населения города Москвы. Работодатели подают информацию в территориальные отделы квотирования ГКУ ЦЗН «Квотирование».
Компетентные органы субъектов, как правило, не только имеют веб-сайт с полной информацией о квотировании, шаблонами отчетов, но и предоставляют контактные данные ответственных специалистов, проводят бесплатные семинары для представителей работодателей.
Отчетность по квотированию может отличаться от региона к региону, и, обычно, включает в себя следующие отчеты:
-
Информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов Информация о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.
-
Отчеты о выполнении квот
-
Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов.
Трудовой договор с инвалидом и его особенности
Хотя организация трудовых отношений с гражданами с инвалидностью осуществляется в общем порядке, так же как и с другими работниками, здесь имеются свои специфические черты.
В частности, при заключении трудового соглашения с работником, имеющим 3 группу инвалидности, в договоре должно быть отражено следующее:
- Исключена возможность участия гражданина в работе, связанной с вредными и опасными условиями,
- Отсутствие положения о разъездной работе,
- Указаны сведения о сокращении времени труда, о размере зарплаты при сокращенном рабочем дне и правилах ее исчисления,
- Запрет вызывать на работу во время праздников и выходных,
- Сведения о числе дней больничного, подлежащих оплате в течение года,
- Указание на то, что количество отпускных дней составляет не 28, а 30 дней, а также информация о дополнительных отпусках.
Чтобы упростить нанимателям задачу, существует типовой бланк трудового соглашения с гражданином, имеющим инвалидность.
В соглашение обязательно должны быть включены положения, описывающие сущность работы, перечень рабочих обязанностей, которые соответствуют условиям, предусмотренным медико-социальной экспертизой, дополнительно должен указываться размер зарплаты для инвалидов 2 группы, порядок ее исчисления и сроки выплат.
Также вносятся сведения об оплате больничных гражданам, имеющим инвалидность 1,2 и 3 группы, правила расчета и порядок оплаты.
Ответственность за невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов
Органом, контролирующим действия работодателя относительно выделения вакансий для граждан, отнесенным к категории льготников, является Рострудинспекция.
Причем в субъектах РФ осуществляется проверка выполнения как федеральных, так и региональных законодательных актов, а также как соблюдаются правила и на том, и на другом уровне.
Проверки, осуществляемые уполномоченным органом, могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Также обязанностью инспекции является проверка обращений граждан, связанных с фактами нарушения гарантий в области труда.
Меры ответственности за несоблюдение норм федерального законодательства перечислены в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). Статья 13.19. предусматривает ответственность за нарушение сроков предоставления первичной статистической отчетности.
Запомните! Согласно данной статье, такие действия наказываются штрафами в размере:
- Если речь о должностных лицах – от 10 до 20 тыс. руб.,
- Для организаций – от 20 до 70 тыс. руб.
Если такое правонарушение повторилось, штрафы будут повышены:
- Для должностных лиц – 30 до 50 тыс. руб.,
- Для юрлиц — от 100 до 150 тыс. руб.
Статьей 5.42 КоАП предусмотрено наказание для работодателей, отказавшихся принять на работу инвалида – это штраф от 5 до 10 тыс. руб. Несут такое наказание виновные должностные лица.
Примерные формулировки отказа инвалиду в трудоустройстве на квотируемое рабочее место
4 ст. 1 Закона Кемеровской области от 11.12.2002 № 106-ОЗ . Заполнение проходит двумя способами: Обязанность по трудоустройству инвалидов в счет квоты заменить уплатой компенсации в бюджет нельзя — федеральным законодательством это не предусмотрено.
Как правило, в органы занятости надо представлять информацию о наличии вакансий для квотируемых категорий или о работающих в компании по квоте по форме:
- произвольной, если в регионе не утверждена специальная форма.
- утвержденной региональными нормативными актами;
Такой отчет надо подавать ежемесячн о п.
Кто может пользоваться льготным правом?
С учетом того, что гражданам, имеющим серьезные заболевания, достаточно сложно найти работу, государство разработало законодательные акты.
Они содержат перечень граждан, которые имеют право пользоваться льготами в сфере трудоустройства:
- инвалиды;
- несовершеннолетние;
- пожилые граждане и люди предпенсионного возраста;
- бывшие заключенные;
- беженцы;
- одинокие или многодетные родители;
- бывшие военные;
- граждане от 18 до 20 лет, которые только получили среднее профессиональное образование.
Квотирование рабочих мест для инвалидов
Благодаря действующей нормативной базе, ограниченные в возможностях из-за проблем со здоровьем люди могут облегчить себе поиск рабочих мест. Нельзя сказать, что шансы на обретение налогооблагаемого заработка для таких лиц приравнены к возможностям здоровых претендентов. Причина кроется в элементарном несоблюдении буквы закона предприятиями-работодателями. Действующие акты позволяют добиваться обозначенной цели путем понуждения последних.
Содействуют гражданам в этом вопросе региональные центры занятости и департаменты труда, а также прокуратура. Все чаще привлекаемые к ответственности работодатели понимают специфику своих обязательств и начинают в самостоятельном режиме обеспечивать установленное законом квотирование. То есть обеспечение местом работы граждан с инвалидностью, под которым подразумевается не просто вакантное выделение места. Немаловажной целью становится и психологическая адаптация таких работников с соблюдением выданных им реабилитационных рекомендаций, а также модернизация места под требующиеся им условия труда.
Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?
Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.
- Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.
- Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.
Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?
Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.
- Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
- Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
- Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
- Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.
Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.
К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.
Уведомление службы занятости
Каждая организация, для которой определена квота, должна отчитываться в центр занятости о созданных местах, выделенных должностях. Периодичность предоставления отчета раз в месяц, в некоторых регионах раз в квартал.
Также необходимо направлять информацию о принятых локально-нормативных актах, в которых содержаться сведения про количество мест, для каких профессий они созданы, описывается класс тяжести, напряженности, вредности.
Но больше всего центры занятости интересует информация о выполнение квоты, то есть, сколько инвалидов реально были трудоустроены за отчетный период.
Если в организации во время отчетного периода не обнаружены вакантные места, бездействовать не стоит.
Лучше отправить уведомление об их отсутствии.
Так как в случае не предоставления информации, ее искажения, невыполнения квоты служба занятости имеет право прийти с проверкой или же направить в ГИТ жалобу на работодателя.
Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?
Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.
- Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
- Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
- Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
- Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.
Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.
Информация для работодателей Квотирование и резервирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов
Обеспечение занятости инвалидов, предоставление возможности трудиться и реализовывать свои профессиональные интересы является важной гарантией их свободной интеграции в общество.
Законодательством установлен целый ряд социальных гарантий, направленных на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Сфера трудовых отношений не является исключением.
Основным требованием законодательства к предприятиям-работодателям в области содействия трудоустройству инвалидов является установление квот (ст. 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).
Квота – это количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников работодателя, для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в своей организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанной категории.
Требования по квотированию рабочих мест, распространяются на все организации и индивидуальных предпринимателей, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, среднесписочная численность работников которых не менее чем 35 человек.
Освобождаются от обязанности квотировать рабочие места для трудовой занятости инвалидов общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
Так, в соответствии с Законом РК «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» от 02.07.14 г. №24-ЗРК работодатель обязан:
- создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой;
- принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о создаваемых или выделяемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов;
- создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида;
- предоставлять в ТО ГКУ «Центр занятости населения» информацию/сведения в установленные законодательством сроки:
Понятие и законодательное регулирование
Квотируемое рабочее место представляет собой определенное количество вакансий, которые предусмотрены специально для трудоустройства особых категорий работников. Эти категории могут определяться в соответствии с законодательными актами — как местного, так и федерального уровня.
Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Причины этого могут быть разными: состояние здоровья, неподходящий возраст,
отсутствие опыта и т. п. Как правило, работодателям, которые трудоустраивают таких работников, государство предоставляет за это определенные льготы.
На федеральном уровне не существует единого нормативно-правового акта, который бы регулировал этот вопрос. Частично он затрагивается в таких законах:
- «О занятости населения в РФ»;
- «О соцзащите инвалидов в РФ».
Более подробно регулирование предоставляемых квот осуществляется уже региональными законодательными документами. Поэтому и льготные категории работников, которые получают право на такие места, могут различаться в зависимости от территории.
Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?
Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.
- Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
- Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
- Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
- Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.
Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.
К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.
Кого можно принять на квотируемое рабочее место
На рабочие места, зарезервированные в рамках выполнения федеральных и региональных квот, можно принимать только представителей той социальной группы, для которой они создавались. Если подходящих вакантных мест на предприятии нет, их нужно создать. Каждый работодатель, выполняющий квоты и тем самым участвующий в федеральной социальной программе, должен разработать и утвердить локальные нормативные акты, регулирующие порядок трудоустройства представителей льготных категорий.
Положение о квотировании рабочих мест
На практике многие работодатели, не желая принимать на работу инвалидов и других льготников, намеренно создают малопривлекательные для соискателей вакансии. Как правило, речь идет о низкооплачиваемых или не требующих квалификации работах. Например, предлагают в отчетах для центра занятости и объявлениях о трудоустройстве должность «озеленитель, квотируемое рабочее место», а в описании указывают низкий (на уровне минимально допустимого) размер зарплаты и перечисляют широкий спектр непростых должностных обязанностей.
Поэтому законом предусмотрены ежемесячные отчеты о выполнении социальной программы. В отчетах описывается каждое квотированное рабочее место: что это за должность, принят ли на нее сотрудник по соответствующей квоте, а если место освобождается в результате увольнения льготника, приходится указывать причину прекращения трудовых отношений.
Важно! Поскольку формы отчетности, равно как и конкретные сроки их подачи, утверждаются территориальными органами власти, от региона к региону они могут меняться.
Вопрос из практики
Кто и когда сдает информацию о квотируемых местах для инвалидов