- Трудовое право

Налогообложение в Швейцарии в 2020 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение в Швейцарии в 2020 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Подоходный налог в Швейцарии состоит из трех элементов: федерального налога (Bundessteuer), который одинаков во всей Швейцарии, кантонального и коммунального налогов (Kantonalsteuer), которые различаются от кантона к кантону и даже от города к городу внутри кантона.

Специальный налоговый режим для богатых иностранцев

Для иностранцев, которые считаются богатыми (или даже ультрабогатыми), Швейцария предлагает особые условия – специальный налоговый режим, так называемое единовременное налогообложение (lump-sum taxation).

Это означает, что ваш годовой налоговый долг не рассчитывается в соответствии с вашим фактическим доходом, имуществом и налоговой декларацией. В этой системе расчет налога основан на гипотетических расходах на ежедневную жизнь вашей семьи (размещение, питание, стиль жизни и все другие расходы, связанные с вашим стандартом жизни).

Официальное швейцарское название этому налоговому режиму – «налогообложение согласно расходам» (Besteuerung nach Aufwand).

Не существует фиксированной формулы для расчета платежей lump-sum. Точная сумма определяется вместе с налоговыми органами кантона, в котором человек желает стать резидентом. Эти переговоры требуют определенного опыта и дипломатии (поэтому, пожалуйста, не пытайтесь делать это самостоятельно).

Налоговая система Швейцарии

В состав Швейцарской Конфедерации входит двадцать шесть кантонов и порядка 2900 независимых муниципалитетов. В соответствии с Конституцией Швейцарии, которая была принята ещё в 1874 г. кантоны наделены фискальным суверенитетом и имеют полное право налогообложения, исключая только конкретные источники, которые закреплены за федеральным правительством. Право кантонов в сфере налогообложения может быть ограничено ещё и международными договорами, которые Швейцария заключает с другими государствами. Более того, финансовый суверенитет кантонов в некоторой степени ограничивается Федеральным законом «О налоговой гармонизации».

Замечание 1

С 1.01.2001 г. Федеральный закон «О налоговой гармонизации» введён порядок гармонизации законодательства кантонов с федеральным налоговым законодательством в отношении прямых налогов.

Вне зависимости от того, что официально страна называется Швейцарская Конфедерация, по своей форе государственного устройства она представляет собой федерацию. Это самая старая федерация в Европе, которая между тем никогда не имела монархической формы правления. Законодательные акты в этой стране принимаются парламентом, адресуются гражданам, а формирование государственного бюджета происходит посредством налоговых и других платежей, которые поступают от налогоплательщиков. Примечательно, что в данной стране отсутствует право сецессии. Швейцария по большому счёту удовлетворяет всем признакам федерального государства, хотя на практике каждый из них имеет свою специфику.

Налоговая система Швейцарии имеет свои особенности, в этой связи необходимо уточнить, что шанс возникновения двойного налогообложения здесь существует и у межкантональных отношений, и у международных. Решить проблему межкантонального двойного налогообложения можно с помощью решений Федерального Верховного Суда, в том числе и на основании Федерального закона «О налоговой гармонизации».

Пример 1

В соответствии с данными, предоставленными за 2011 г., налоговые доходы Швейцарии составили 164 216,8 млн. швейцарских франков, что эквивалентно 157 491,9 млн. долл. США, или 29,8% ВВП. Отметим, что из них поступления от индивидуальных подоходных налогов составили 9,6%; от налога на прибыль – 3,2%, от социальных взносов – 6,9%, от НДС – 3,7%, от акцизов – 1,5%, от иных налогов – 4,9%.

Как устроена система налогообложения

В Швейцарии, как в любом федеративном государстве, есть налоги, действующие на уровне федерации целиком, а также на уровне кантонов (их 26) и муниципалитетов (2250). Кантоны и муниципалитеты очень самостоятельны в налоговых вопросах и могут взимать свои сборы, которые должны соответствовать общим федеральным правилам. Новые законы о налогах на всех уровнях часто проходят через референдум.

Виды налогов и сборов, ставки, суммы вычетов, органы для подачи декларации и оплаты могут отличаться от кантона к кантону.

Виды налогов и сборов, ставки, суммы вычетов, органы для подачи декларации и оплаты могут отличаться от кантона к кантону. И от муниципалитета к муниципалитету. Это очень непривычно и сложно на первый, а иногда и на второй взгляд для жителей централизованных стран.

Особенности швейцарской системы налогообложения

Швейцарская налоговая система характеризуется значительной автономией кантонов, что приводит к интенсивной налоговой конкуренции между кантонами. Автономия кантонов в отношении фискальной политики прочно закреплена в Швейцарии. При этом, федеральное правительство может взимать налоги только тогда, когда это разрешено конституцией. То есть, Конфедерация имеет ограниченные права взимать налоги.

Что интересно, несмотря на активное противостояние между кантонами, активная гонка за наименьшие ставки корпоративного налога в Швейцарии никогда не представлялась в виде какой-то проблемы. Напротив, кантоны заинтересованы в предоставлении высококачественной инфраструктуры, в пользу которой предприниматели обычно и принимают решение. Относительно щадящие налоги при этом представляются в качестве своеобразного бонуса. Боле того, национальное бюджетное выравнивание способствует сдерживанию налоговой конкуренции.

В прошлом году в Швейцарии был принят законопроект о налоговой реформе, предусматривающий следующие основные меры:

  • Снижение общих налоговых ставок по усмотрению кантонов, в результате чего большинство из них будет находиться в диапазоне 12-15% (эффективная комбинированная ставка федерального, кантонального и коммунального налогов);
  • Снижение кантонального налога на прирост капитала;
  • Кантоны с «высокой» кантональной налоговой ставкой могут вводить условный процентный вычет на кантональном уровне;
  • Внедрение режима «патентной коробки», соответствующего кантональному уровню с налоговыми льготами для квалифицируемого дохода до 90%;

Что уплачивают юрлица?

Налог на прибыль в Швейцарии – один из самых низких в Европе. Поэтому данное государство на протяжении многих десятилетий остается чрезвычайно привлекательным для представителей бизнеса, в том числе и из других государств. Немалую роль в создании благоприятного инвестиционного климата играет также знаменитая швейцарская банковская система, которая считается одной из наиболее надежных в мире и обеспечивает при этом высокий уровень конфиденциальности для своих клиентов.
Налог на прибыль в Швейцарии состоит из нескольких частей, поскольку взимается не только на федеральном уровне, но и на местном. При этом общеобязательная ставка федерального платежа составляет всего 8,5% от суммы чистой прибыли компании, а дополнительные проценты кантона различаются в зависимости от местного законодательства того или иного субъекта. Для компаний смешанного типа (с участием иностранного капитала) предусмотрены определенные льготы, позволяющие значительно снизить и так невысокую ставку корпоративного налога.

Еще одна положительная особенность уплаты налога на прибыль в Швейцарии — предусмотренная местным законодательством возможность для предприятия взять настоящие «налоговые каникулы», продолжительность которых может достигать десяти лет. Разумеется, данная льгота предоставляется не всем компаниям, а только тем, которые могут обеспечить соблюдение определенных условий: создание достаточного количества рабочих мест, высокая социальная значимость избранного предприятием вида деятельности и так далее.

С каких доходов не взимается плата

Подоходный налог в Швейцарии обязателен для резидентов державы и для иностранцев, которые проживают здесь. При этом не играет роль успел нерезидент трудоустроиться по прошествии 3-х месяцев или нет.

Не взимается плата с таких видов доходов:

  • полученные по низкопроцентным или беспроцентным кредитам;
  • пенсионные отчисления в государственные программы от работодателей;
  • выходные пособия;
  • государственная пенсия;
  • подарки, полученные в честь профессиональных юбилеев;
  • расходы на профессиональную деятельность (специальная литература, орудия труда, командировочные расходы, получение дальнейшего образования и прочие);
  • представительские расходы.

Налоги для юридических лиц

Если компания зарегистрирована в Швейцарии, то к ней, в первую очередь, применяется федеральный корпоративный налог (8,5%). Налогооблагаемой базой считается прибыль, полученная по всему миру, а к федеральной ставке прибавляется еще и кантональная. Самая высокая в Базель-Штадте (BS) – 20%, самая низкая в Люцерне (LU) – 1,5%. Примечательно, что убытки, возникшие в налоговом периоде можно переносить на срок до 7 лет и вычитать из прибыли, чтобы снизить налоговую базу.

Читайте также:  Возврат подоходного налога за медицинские услуги в 2020 - 2021 году

Налог на добавленную стоимость (НДС) составляет 7,7%, взимается только на федеральном уровне и может быть ниже для определенных групп товаров и услуг.

Отчисления на социальное страхование сотрудников составляют 10,3% от общего заработка работника, а обязательства по их уплате делятся поровну между работником и работодателем.

При покупке недвижимости

При покупке недвижимости в Швейцарии платится кантональный налог на передачу прав собственности (Le droit de mutation), который в зависимости от кантональных законов составляет от 0 до 3,3 % от стоимости недвижимости. Например, в кантонах Аргау, Цуг и Цюрих такой платёж не взимается. В кантоне Люцерн размер такого обязательного платежа составляет 1,5 % от стоимости недвижимости, в кантонах Берн и Вале — 1,8 %, в Женеве и Базеле – 3 %. Обычно налог не взимается, если сторонами по сделке являются супруги, родители и их дети или подопечные, внуки и некоторые другие близкие родственники.

При покупке недвижимости в Швейцарии также оплачиваются нотариальные расходы, составляющие примерно 0,5 % от стоимости недвижимости, и расходы по внесению изменений в Реестр прав собственников в размере 0,5 %.

Налогоплательщики, проживающие за рубежом

Существует ряд лиц, которые обязаны платить налоги в Швейцарии, даже если они не проживают в этой стране. К ним относятся физические лица, проживающие за рубежом и получающие доход из источника в Швейцарии.

В этом случае речь идет об «ограниченных налоговых обязательствах», когда имеется «экономическая связь» со Швейцарией, осуществляемая: владельцами, совладельцами, распорядителями предприятий, находящихся в Швейцарии; владельцами прав на земельные участки; путем аренды и торговли земельными участками, находящимися в Швейцарии; путем трудовой деятельности людей искусства, спортсменов и т. п.; путем членства в совете директоров или управления юридическими лицами с местонахождением или осуществлением деятельности в Швейцарии; путем выплаты социального страхования в случае имевших место в прошлом трудовых отношений с работодателем или страховой организацией с местонахождением в Швейцарии; путем страховых выплат по линии швейцарского трудового пенсионного обеспечения; путем выплат от прежнего работодателя с местонахождением или осуществлением деятельности в Швейцарии; в результате работы в области международных перевозок на компанию с местонахождением или осуществлением деятельности в Швейцарии.

В зависимости от вида дохода предусматривается либо общий порядок налогообложения, либо система уплаты налога у источника.

Подоходный налог в Швейцарии на физ. лиц

Физические лица из числа резидентов оплачивают налог на прибыль в Швейцарии с общемирового дохода. В основную базу не включаются доходы от иностранного бизнеса или недвижимого имущества. К резидентам относятся как граждане государства, так и лица, проводящие в стране от 183 дней в году. Все остальные не являются налоговыми резидентами, однако оплачивают пошлины от следующих видов заработка: заработная плата, коммерческий доход от бизнеса или сдача в аренду недвижимости любого типа.

Для расчета налога на доходы в Швейцарии применяется прогрессивная ставка. Максимальный уровень сбора составляет 11,5% и зависит величины годового заработка контрагента. Каждый кантон имеет право устанавливать свои размеры пошлин. Ниже приведены данные о максимальном размере налога на зарплату и прочие прибыли в разных кантонах Швейцарии.

Продолжительность налогового года совпадает с календарным. Конечный срок передачи декларации отличается в зависимости от места проживания контрагента. За просрочку предусматриваются крупные штрафы. Лицам, не имеющим доходов кроме зарплаты, составлять декларацию самостоятельно не нужно. Налог с заработной платы в Швейцарии ежемесячно изымается и перечисляется работодателем.

Налог на доходы в Швейцарии для иностранцев

Экспаты, обосновавшиеся в Швейцарии, облагаются налогом на доходы по всему миру, который включает в себя доходы от зарубежных пенсий, недвижимости и работы в оффшорных зонах.

Вы будете считаться резидентом Швейцарии для целей налогообложения, если пробудете в стране более 90 дней (или 30 дней, если вы работаете) — даже если вы не занимаетесь оплачиваемой деятельностью.

Если власти не считают вас резидентом Швейцарии, вы платите налог только со своих швейцарских доходов.

Читайте также:  Электронная подпись в 2023 году: ответы на вопросы

Чтобы помочь экспатам избежать двойного налогообложения, Швейцария заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с более чем 80 странами. К ним относятся Австралия, Исландия, Гонконг, Соединенные Штаты и Великобритания.

Соглашения об избежании двойного налогообложения заключены с более чем 80 странами.

Налоговые штрафы в Швейцарии

Неправильное заполнение налоговой декларации в Швейцарии может стать дорогостоящей ошибкой.

Своевременная подача налоговой декларации может привести к тому, что вы будете облагаться налогом по умолчанию.

Власти рассчитывают ваш налоговый счет на основе разумной оценки того, что, по их мнению, вы должны будете заплатить. Однако налоговая база, скорее всего, будет значительно выше, чем та, которую вы заплатили бы, если бы подали декларацию вовремя.

Возможно, у вас есть возможность подать декларацию вовремя.

Возможно подать апелляцию, но вы должны сделать это в течение 20 или 30 дней после вынесения окончательного решения в зависимости от кантона.

Более того, за непредставление декларации предусмотрены штрафы.

Если вы считаете, что не сможете подать налоговую декларацию вовремя, запросите продление в своем кантоне.

Слайд 3

Конфедерация – самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Факторами успешного существование конфедерации являются совпадение уровня правосознания населения с целями и задачами создаваемого государства. Конфедерация — это юридический союз суверенных государств, созданный на договорной основе для обеспечения их общих интересов. Участниками конфедерации становятся, как правило, государства, граничащие территориально и обладающие общими историческими, социально-культурными, экономическими корнями. Общие интересы могут находиться в экономической, военной, гуманитарной сферах.

Слайд 9: Подоходный налог с физических лиц

Плательщиками данного налога выступают резиденты и нерезиденты Швейцарии. При этом резиденты облагаются налогом на совокупный доход (полученный как в стране, так и за ее пределами) и на собственность. Нерезиденты подпадают под тот же налоговый режим, что и резиденты, если они проживают и работают в Швейцарии, а в случае проживания без устройства на работу – через 3 месяца проживания. Кроме того, каждое физическое лицо, подпадающее под действие подоходных налогов Швейцарии в качестве работника, имеет право на вычет из налогооблагаемого вознаграждения любых расходов, прямо связанных с занятостью, включая: Орудия труда, инструменты и техническую/специальную литературу, необходимую для работы. Командировочные расходы, невозмещенные работодателем. Невозмещенные расходы на продолжение образования, необходимого для работы. Расходы на личное рабочее место, не возмещенные работодателем. Представительские расходы, в случае, если они последовали исключительно в деловых интересах работодателя; Транспортные расходы на оплату дороги на работу и с работы (в соответствии со стоимостью проезда на общественных видах транспорта). Дополнительные расходы на питание вне предприятия.

Слайд 14: н алог на добавленную стоимость (НДС)

В сфере торговли основным федеральным налогом в Швейцарии является налог на добавленную стоимость (НДС), который был введен в 1995 году вместо налога с оборота для унификации с налоговыми системами стран ЕС. НДС в Швейцарии – это налог на всеобщее пользование и потребление и взимается на всех стадиях производства и распределения с импорта товаров, отечественной сферы услуг и приобретения услуг за границей. Первоначально ставка налога была установлена в размере 6,5% на промышленные товары и 2,3% на продовольственные товары и медикаменты. В 2000 г. ставки НДС были пересмотрены и составили 7,5% и 2,3% соответственно. С января 2001 г. действуют повышенные ставки НДС, которые составляют 7,6% и 2,4% соответственно. Однако в магазинах любой покупатель может попросить чек Global Refund Cheque для того, чтобы вернуть НДС при выезде из страны. Для этого необходимо осуществить покупки на сумму не менее 400 швейцарских франков (включая НДС), турист должен быть резидентом другой, кроме Швейцарии, страны, и приобретенные товары должны быть вывезены из страны в течение 30 дней.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *