Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие, значение и виды окончания предварительного расследования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.
Окончание расследования составлением постановления о прекращении уголовного дела
Предварительное расследование завершается прекращением уголовного дела при установлении обстоятельств, указанных в уголовно-процессуальном законе.
Прекращение уголовного дела — институт уголовно-процессуального законодательства, нормы которого регулируют окончание деятельности органов предварительного расследования и суда в связи с наличием юридических фактов, безусловно исключающих производство по уголовному делу или допускающих его завершение без постановления приговора.
Основания прекращения уголовного дела или уголовного преследования — установленные доказательствами по уголовному делу обстоятельства предмета доказывания (юридические факты), исключающие производство по уголовному делу или допускающие возможность его прекращения по усмотрению суда, а также следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора.
Уголовное дело или уголовное преследование прекращается при наличии оснований, предусмотренных ст. 24, 25, 27 и 28 УПК РФ.
В случаях прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, следователь, дознаватель или прокурор принимают меры по реабилитации лица и возмещению вреда, причиненного реабилитированному в результате уголовного преследования (ст. 212 УПК РФ).
Как нам представляется, в отличие от прекращения уголовного дела в полном объеме, прекращение уголовного преследования законодатель допускает только тогда, когда речь идет:
а) об отдельных эпизодах совершения преступлений;
б) о совершении преступления отдельными лицами или лицами, обладающими определенными иммунитетами.
В ранее действовавшем законодательстве институт прекращения уголовного преследования действовал под видом частичного прекращения уголовного дела.
В соответствии со ст. 24 УПК РФ уголовное дело прекращается в целом в отношении конкретных лиц по основаниям, указанным в данной статье.
Эти обстоятельства были предметом рассмотрения в главе, посвященной анализу правоотношений и деятельности участников уголовного процесса в стадии возбуждения уголовного дела.
Поэтому ограничимся рассмотрением обстоятельств, установление которых влечет прекращение уголовного преследования или прекращение уголовного дела по усмотрению государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
Согласно ст. 27 УПК РФ уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по следующим основаниям:
1) при установлении непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления.
Непричастность — неустановленная причастность либо установленная непричастность к совершению преступления (п. 20 ст. 5 УПК РФ).
На наш взгляд, неустановленная причастность как основание прекращения уголовного преследования возможна лишь в отношении подозреваемых и обвиняемых при условии, что:
а) лицо обладает уголовно-процессуальным статусом подозреваемого или обвиняемого (ст. 46 и 47 УПК РФ);
б) следователь, дознаватель установили непричастность обвиняемого или подозреваемого к совершению преступления.
Применительно к обвиняемому требуется наличие следующих дополнительных условий:
а) следователь провел все возможные в данной ситуации следственные действия;
б) следователь исчерпал теоретически и практически все возможности для получения новых, дополнительных доказательств его виновности;
в) имеющиеся в уголовном деле доказательства не позволяют прийти к однозначному, единственному выводу о совершении преступления именно этим обвиняемым;
2) при прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 1-6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ;
3) вследствие наличия акта амнистии.
Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц (ст. 84 УК РФ);
4) при наличии в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении дела по тому же обвинению;
5) при наличии в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, дознавателя, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела.
Перечисленные в п. 4 и 5 ч. 1 ст. 27 УПК РФ процессуальные акты государственных органов или должностных лиц исключают возможность производства каких-либо процессуальных действий и решений в отношении подозреваемого или обвиняемого.
Это обусловлено тем, что повторное уголовное преследование этих лиц за одно и то же преступление не допускается, исходя из древнего правила поп bis in idem (нельзя дважды за одно и то же) и смысла ч. 1 ст. 50 Конституции Российской Федерации;
6) при отказе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказе Совета Федерации Фе-дерального Собрания Российской Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.
Прекращение уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, указанным в п. 3 и 6 ч. ст. 24, ст. 25 и 28, а также п. 3 и 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражают (ч. 2 ст. 27).
В таком случае предварительное досудебное производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.
Уголовное преследование в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, возраста, с которого наступает уголовная ответственность, подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (за отсутствием в деянии признаков состава преступления).
По этому же основанию (п. 2 ч. 1 ст. 24) подлежит прекращению уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего лица, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния (ч. 3 ст. 20 УК РФ).
В случаях, предусмотренных ст. 27 УПК РФ, допускается прекращение уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого без прекращения уголовного дела.
Помимо безусловных оснований прекращения уголовного дела или уголовного преследования уголовно-процессуальный закон предоставляет следователю и дознавателю право прекращать уголовное дело по своему усмотрению при наличии законных оснований и с учетом характеристики личности подозреваемого или обвиняемого.
Согласно ст. 25 УПК РФ суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных ст. 76 УК РФ, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.
Прекращение уголовного дела (уголовного преследования)
Под прекращением уголовного дела и/или уголовного преследования понимается форма завершения стадии предварительного расследования, которая влечет за собой остановку производства каких-то процессуальных действий, ввиду наличия обстоятельств, отменяющих дальнейшее делопроизводство, или делающих данное делопроизводство нецелесообразным.
Завершение предварительного расследования в установленной форме – это единственный случай, когда результативное решение по уголовному делу принимает в процессе досудебного производства следователь либо дознаватель (в конкретных ситуациях по согласию руководителя следственного органа или же прокурора).
Теоретики уголовного процесса выделяют приостановление уголовного дела и приостановление уголовного преследования. Приостановление уголовного дела при любом раскладе влечет за собой приостановление уголовного преследования (согласно части 3 статьи 24 УПК). Это обуславливается тем, что уголовное преследование в качестве деятельности участника обвинения (пункт 55 статьи 5 УПК) выступает частью уголовного делопроизводства, и, следовательно, если производство остановлено, то это отменяет возможность дальнейшего уголовного преследования. Обращаем ваше внимание на то, что обратной зависимости в этом случае нет.
Приостановление уголовного преследования обладает персонифицированным характером, соответственно не все время влечет за собой приостановление уголовного дела, а значит только приостановление уголовно-процессуальной деятельности по отношению к конкретному лицу или группе лиц.
Довольно ясно можно проследить разницу в приостановлении уголовного дела и приостановлении уголовного преследования по тем уголовным делам, в которых выдвигается сложное обвинение, то есть когда речь заходит о приостановлении уголовного преследования по отношению к одному или нескольким обвиняемым, а по отношению к другому обвиняемому (другим обвиняемым) уголовное дело, а значит и уголовное преследование продолжается (часть 2 статьи 212, часть 5 статьи 213 УПК). Аналогичным путем можно решить вопрос и в случае обвинения лица в совершении не одного преступления, когда уголовное преследование можно прекратить в отдельных обвинительных пунктах, а в остальном уголовное делопроизводство продолжается (часть 2 статьи 175 УПК).
Понятие, значение и виды общих условий производства предварительного расследования
Действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает в две формы производства предварительного расследования:
-
- дознание;
- предварительное следствие.
В целях упорядоченности расследования уголовных дел УПК РФ установлена система правил, распространяющихся на все процессуальные решения и действия дознавателя и следователя.
Данные правила, сформулированные законом в соответствии с принципами уголовного судопроизводства, регламентируют наиболее существенные стороны досудебного производства. Их принято называть общими условиями. Общие условия производства предварительного расследования закреплены в главе 21 УПК РФ с одноименным названием.
Общие условия предварительного расследования — это закрепленные в уголовно-процессуальном законе правила, исполнение которых обязательно для любой из форм предварительного расследования (за некоторым исключением, в частности, при сокращенном дознании — гл. 32.1 УПК).
Указанные условия предварительного расследования:
-
- выражают его характерные черты и
- определяют существенные требования, предъявляемые к порядку производства следственных действий и принятию решений.
Общие условия предварительного расследования распространяются на всю деятельность, именуемую расследованием.
Понятие и значение общих условий предварительного расследования
Приступая к изучению главы 21 УПК РФ «Общие условия предварительного расследования», есть все основания вести речь об общих условиях как предварительного следствия, так и дознания.
Общие условия предварительного расследования – это установленные уголовно-процессуальным законом правовые требования, определяющие порядок производства предварительного расследования, основанный на принципах уголовного процесса и выражающий собой наиболее важные и специфические черты предварительного расследования как самостоятельной стадии уголовного процесса.
Общими условиями они названы потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок.
Будучи связаны между собой, они обеспечивают всестороннее полное, объективное и своевременное расследование преступлений, соблюдение законных прав и интересов граждан. Общие условия не допускают ни малейшего отступления от содержащихся в них требований.
Только строжайшее соблюдение их позволяет успешно выполнить важные задачи в ходе расследования преступлений.
- К системе общих условий предварительного расследования, закрепленных в главе 21 УПК, относятся правила:
- 1) формы предварительного расследования;
- 2) подследственность;
- 3) соблюдение места производства предварительного расследования;
- 4) соединение и выделение уголовных дел;
- 5) определение начала производства предварительного расследования и его окончания;
- 6) производство неотложных следственных действий, а также правила производства следственных действий;
- 7) составление и оформление протокола следственного действия;
- 8) обязательность рассмотрения заявленных ходатайств;
- 9) меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого, обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;
- 10) недопустимость разглашения данных предварительного расследования;
- 11) участие специалиста, переводчика и понятых.
- Характеристика этих общих условий дается ниже.
- Формы предварительного расследования, их характеристика (ст.150 УПК РФ)
Основной формой окончания предварительного следствия является составление обвинительного заключения и направление уголовного дела прокурору. Но прежде чем приступить к составлению обвинительного заключения, следователь обязан выполнить ряд процессуальных действий, направленных на обеспечение прав участников уголовного процесса.
Согласно ст. 215 УПК следователь, признав предварительное следствие законченным, а собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения, уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему право на ознакомление со всеми материалами дела как лично, так и с помощью защитника и законного представителя.
Об окончании следственных действий уведомляются также защитник и законный представитель обвиняемого, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители и одновременно им разъясняется право ознакомиться с материалами дела.
Если защитник обвиняемого или представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика по уважительным причинам не может явиться для ознакомления с делом в назначенное время, следователь откладывает ознакомление на срок не более пяти суток.
В случае их ходатайства об этом следователь знакомит потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей с материалами уголовного дела полностью или частично. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители знакомятся с материалами уголовного дела в той части, которая относится к гражданскому иску (ст. 216 УПК).
Ознакомив потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей с материалами уголовного дела, следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела. Для ознакомления предъявляются также вещественные доказательства и, по просьбе обвиняемого или его защитника, фонограммы, аудио– и видеозаписи, фотографии и иные приложения к протоколам следственных действий. По ходатайству обвиняемого и его защитника следователь предоставляет им возможность ознакомиться с материалами уголовного дела раздельно. Если в производстве по уголовному делу участвует несколько обвиняемых, то последовательность представления им и их защитникам материалов уголовного дела устанавливается следователем.
В процессе ознакомления с материалами уголовного дела, состоящего из нескольких томов, обвиняемый и его защитник вправе повторно обращаться к любому из них, а также выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. Копии документов и выписки из уголовного дела, в котором содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, хранятся при деле и предоставляются обвиняемому и его защитнику во время судебного разбирательства.
Обвиняемый и защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления с материалами уголовного дела.
В случае невозможности избранного обвиняемым защитника явиться для ознакомления с материалами уголовного дела следователь по истечении пяти суток вправе предложить обвиняемому избрать другого защитника или при наличии ходатайства обвиняемого принимает меры для явки другого защитника. Если обвиняемый отказывается от предложенного защитника, то следователь предъявляет ему материалы уголовного дела для ознакомления без защитника, кроме случаев, когда участие защитника является обязательным.
В случае если обвиняемый, не содержащийся под стражей, не является без уважительных причин либо иным образом уклоняется от ознакомления с материалами уголовного дела, следователь по истечении пяти суток со дня объявления об окончании следственных действий либо со дня окончания ознакомления с материалами уголовного дела иных участников уголовного судопроизводства составляет обвинительное заключение и направляет материалы дела прокурору.
При ознакомлении с материалами дела следователь в соответствующих случаях разъясняет обвиняемому его право ходатайствовать: 1) о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей; 2) рассмотрении дела коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции; 3) применении особого порядка судебного разбирательства; 4) проведении предварительного слушания.
Если обвиняемый отказался от ознакомления с материалами дела, об этом указывается в протоколе, и излагаются мотивы отказа, если обвиняемый их сообщил.
Ходатайства о дополнении предварительного следствия могут быть заявлены обвиняемым и его защитником устно или письменно. Заявленные ходатайства заносятся в протокол, а письменные – приобщаются к делу.
Согласно положениям разд. IX УПК подготовительные действия к судебному заседанию могут осуществляться либо судьей единолично, либо в порядке предварительного слушания дела с участием сторон.
Предварительное слушание назначается судьей в следующих случаях:
1) при наличии ходатайства стороны об исключении доказательств;
2) при наличии оснований для возвращения уголовного дела прокурору;
3) при наличии оснований для приостановления или прекращения дела;
4) при наличии ходатайства стороны о проведении судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК.
Порядок проведения предварительного слушания установлен ст. 234 УПК. Предварительное слушание производится единолично судьей с участием сторон в закрытом судебном заседании. Уведомление о вызове сторон должно быть направлено не менее чем за трое суток до дня проведения предварительного слушания. Предварительное слушание может быть проведено в отсутствие обвиняемого по его ходатайству либо при наличии оснований для проведения судебного разбирательства в порядке ч. 5 ст. 247 УПК. Неявка других своевременно извещенных участников производства по уголовному делу не препятствует проведению предварительного слушания.
В ходе предварительного слушания ведется протокол.
При совершении подготовительных действий в любом случае должны быть решены две группы вопросов: первая связана с проверкой оснований для назначения судебного заседания, вторая – с подготовкой рассмотрения дела в судебном заседании, если судья принял соответствующее решение.
Первую группу составляют следующие вопросы (ст. 228 УПК):
1) подсудно ли уголовное дело данному суду;
2) вручены ли копии обвинительного заключения или обвинительного акта;
3) подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения;
4) подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства и поданные жалобы;
5) приняты ли меры, обеспечивающие возмещение вреда, причиненного преступлением, и возможную конфискацию имущества;
6) имеются ли основания для проведения предварительного слушания?
Приняв решение о назначении судебного заседания, судья разрешает вторую группу вопросов, связанных с обеспечением рассмотрения дела по существу (ст. 231 УПК):
1) о месте и времени судебного разбирательства;
2) рассмотрении уголовного дела единолично или коллегиально;
3) назначении защитника в случаях его обязательного участия;
4) вызове в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами;
5) рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании;
6) мере пресечения, за исключением случаев избрания меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу.
Нюансы обжалования на стадии предварительного расследования
29 января состоялся очередной вебинар Федеральной палаты адвокатов, направленный на совершенствование профессионального мастерства адвокатов. С очередной лекцией по программе курса «Практические аспекты реализации Стандарта осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве» выступил советник ФПА член Совета АП г. Москвы, к.ю.н. Евгений Рубинштейн.
На этот раз лекция была посвящена вопросам участия адвоката-защитника при обжаловании действий (бездействия) и решений на стадии предварительного расследования, сообщает пресс-служба ФПА. Спикер рассказал, когда из тактических соображений целесообразно обжалование действий (бездействия) и решений следователя руководителю следственного органа, а когда – прокурору, и какие приемы использовать.
Говоря о ведомственном обжаловании (руководителю следственно органа), Евгений Рубинштейн заметил, что такой способ нельзя вообще игнорировать, поскольку во многих ситуациях он позволяет защитнику протестировать процессуальное решение на предмет появления аргументов в обоснование этого решения. Что касается обжалования прокурору, то необходимо обращать внимание на полномочия этого субъекта уголовного судопроизводства по отношению к следователю.
Он уточнил, что обращение как к руководителю следствия, так и прокурору по своему предмету практически ничем не ограничено, поэтому ведомственное и прокурорское обжалование возможно рассматривать как предварительное для того, чтобы в дальнейшем решить вопрос о целесообразности и эффективности обращения с жалобой в суд в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ. При этом лектор напомнил, что судебное обжалование в порядке ст. 125 УПК в науке именуется судебным контролем. Он обратил внимание на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». По мнению эксперта, неоднократные дополнения в это постановление свидетельствуют о том, что ВС до недавнего времени сам недостаточно осознавал предмет обжалования в порядке ст. 125 УПК.
Евгений Рубинштейн пояснил, что впервые над вопросом о возможности обжаловать действия (бездействие) и решения предварительного следствия задумался Конституционный Суд РФ. Он рекомендовал коллегам обратить внимание на Постановление КС РФ от 23 марта 1999 г. № 5-П, в котором заложена идея формирования института судебного контроля и содержатся положения, ставшие впоследствии нормой ст. 125 УПК РФ. Они перенесены в закон из Постановления Пленума ВС от 10 февраля 2009 г. № 1. Так, по мнению КС, именно стадия судебного разбирательства предназначена для того, чтобы разрешить все вопросы о законности, обоснованности, принятии тех или иных решений, и именно на этой стадии возможно поднимать любые вопросы, связанные с законностью процессуальных актов органов предварительного следствия.
Евгений Рубинштейн процитировал самую важную правовую позицию Конституционного Суда: «Если соответствующие действия и решения органов расследования не только затрагивают собственно уголовно-процессуальные отношения, но и порождают последствия, выходящие за их рамки, существенно ограничивая при этом конституционные права и свободы личности, отложение проверки законности и обоснованности таких действий до стадии судебного разбирательства может причинить ущерб, восполнение которого в дальнейшем окажется неосуществимым. В этих случаях контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования со стороны суда, имеющий место лишь при рассмотрении им уголовного дела, т.е. на следующем этапе производства, не является эффективным средством восстановления нарушенных прав, и поэтому заинтересованным лицам должна быть обеспечена возможность незамедлительного обращения в ходе расследования с жалобой в суд». По его словам, отдельные части этой правовой позиции – это своего рода признаки, дающие понять, какие действия, решения можно обжаловать в порядке ст. 125 УПК.
Отдельное внимание спикер уделил обжалованию конкретных решений предварительного следствия. Говоря об обжаловании постановления о возбуждении уголовного дела, он упомянул Постановление КС от 14 января 2000 г. № 1-П, в котором Суд отметил, что обжаловать это постановление возможно при условии, что оно вынесено в отношении конкретного лица. Однако не только постановление о возбуждении уголовного дела, где прямо указывается на лицо, в отношении которого возбуждено дело, но и постановление о возбуждении уголовного дела, из изучения анализа которого можно прийти к выводу об идентификации такого лица, считается принятым в отношении конкретного лица и может быть обжаловано в порядке ст. 125 УПК РФ. Особенности обжалования постановления о возбуждении уголовного дела были рассмотрены на примере отдельных категорий дел.
Далее Евгений Рубинштейн ответил на ряд вопросов, поступивших от слушателей. Отвечая на один из них, он привел пример о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности за «откровенно безграмотную» тактику защиты. Однако Совет АП г. Москвы признал допущенные нарушения малозначительными. Важное разъяснение касалось необходимости обжалования судебных решений, в которых выявлено пренебрежительное отношение к решениям КС РФ. Напомнив, что решения Конституционного Суда действуют непосредственно, лектор в то же время упомянул о возможности применения норм права по аналогии, благода��я чему в отдельных случаях можно дать расширительное толкование закона.
Другой вопрос касался возможности обжаловать постановление руководителя следственного органа о передаче дела руководителю другого следственного органа. «Еще год назад я бы ответил на него отрицательно, но КС РФ в своем Определении от 29 сентября 2021 г. № 2069-О сказал, что такое решение может быть предметом обжалования. Почему суд принял такое решение, я сказать не могу, но для нашего сообщества это полезное решение», – сказал Евгений Рубинштейн. Впрочем, он предупредил, что тенденции из одного этого решения вывести нельзя.
Дознание как форма предварительного расследования
Расследование в форме дознания по уголовным делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, сам, без передачи дела следователю, полностью устанавливает все обстоятельства предмета доказывания и завершает уголовное дело самостоятельно. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения в суде.
В п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ изложен исчерпывающий перечень составов преступлений, уголовные дела о которых отнесены к компетенции органов дознания. Это такие составы преступлений, как, например, кража без особо квалифицирующих признаков, мошенничество без квалифицирующих признаков, хулиганство без особо квалифицирующих признаков, вандализм и др., а всего более 100 составов преступлений.
Пунктом 2 части 3 статьи 150 УПК РФ прокурору предоставлено право ограничиться дознанием и по другим делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не передавая дело следователю.
Указание прокурора о производстве дознания может содержаться в отдельном письменном распоряжении прокурора о проведении дознания по делу, которое уже возбуждено. Как правило, указание прокурор дает на стадии возбуждения уголовного дела, однако подобные указания не исключаются и при расследовании преступлений. Основания для таких указаний в законе отсутствуют, поэтому прокурор с учетом сложившейся ситуации и в интересах объективного, всестороннего и в короткие сроки расследования уголовного дела принимает подобное решение.
В частности, из материалов дела может следовать, что орган дознания при производстве неотложных следственных действий (по делу небольшой и средней тяжести, по которому обязательно следствие) выполнил необходимые и достаточные для окончания расследования действия и передача дела для производства следствия является формальностью. Такое полномочие прокурора позволяет освободить органы следствия от расследования дел, не обладающих процессуальной сложностью, для производства по которым достаточно компетенции органа дознания.
С другой стороны, в соответствии с ч. 4 ст. 150 УПК РФ по письменному указанию прокурора предварительное следствие может производиться и по делам, по которым по общему правилу проводится дознание.
Производство дознания дифференцировано на две разновидности:
- общий порядок дознания (гл. 32 УПК РФ);
- сокращенная форма (гл. 32.1 УПК РФ).
По делам частного обвинения производство дознания осуществляется только в случаях, когда дознавателем принято процессуальное решение о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора, при наличии основания о неспособности пострадавшего самостоятельно защищать свои права и законные интересы в силу его зависимого, беспомощного состояния либо невозможности самостоятельно установить преступника в силу иных причин (ч. 4 ст. 20 УПК РФ). По этим же основаниям мировой судья вправе направить заявление по делу частного обвинения начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 319 УПК РФ).
Участники предварительного расследования (дознания)
Обобщенное определение участников данного процесса дано в ст. 5 УПК РФ: это стороны обвинения и защиты.
К стороне обвинения относятся: прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя (гл. 6 УПК РФ). Нас будут интересовать два субъекта из этого перечня — прокурор и следователь.
К стороне защиты относятся: подозреваемый, обвиняемый, законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель (гл. 7 УПК РФ).
Кто такой следователь? Ответ на этот вопрос дает ст. 38 УПК РФ.
Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
Суд и предварительное следствие
В качестве одной из важнейших гарантий соблюдения законности в ходе преследования и раскрытия преступления, выступает контроль деятельности служащих, выполняющих оперативно-розыскные и прочие процессуальные мероприятия.. Только суд имеет право принимать решения:
- О продлении периода пребывания под стражей.
- Об обыске либо выемки в жилище.
- О выборе меры пресечения в виде домашнего ареста, заключения под стражу, залога.
- Об осмотре жилища без согласия лиц, проживающих в нем.
- О помещении подозреваемого, который не находится под стражей, в психиатрическое или иное медицинское учреждение для выполнения экспертизы.
- О личном досмотре, кроме случаев, установленных в ст. 93 УПК.
- Об аресте корреспонденции, разрешении на ее выемку и осмотре в учреждении связи.
В рамках досудебного производства суд имеет право рассматривать жалобы на бездействия/действия, решения следователей, прокурора в порядке и в случаях, установленных в УПК. Если при рассмотрении материалов в первой или последующих инстанциях будет установлена неполнота проведенных мероприятий, неверная квалификация деяния либо выявлены иные нарушения, суд принимает надлежащие меры для устранения их. При наличии оснований он выносит частное постановление (определение). В этом документе суд обращает внимание на выявленные в ходе рассмотрения факты нарушения предписаний закона, требует принятия надлежащих мер по их устранению и предотвращению их в будущем.
Он осуществляется со стороны начальника следственного органа. Руководитель, в частности, проверяет своевременность действий должностных лиц по раскрытию и предотвращению преступлений, принимает надлежащие меры для наиболее полного, объективного и всестороннего выполнения установленных мероприятий и процедур. Начальник отдела наделяется правами:
- Проверять уголовное дело.
- Дать распоряжения служащим о выполнении тех или иных мероприятий.
- Вынести постановление о привлечении субъекта в качестве обвиняемого.
- Дать указание о квалификации преступления.
- Распорядиться о направлении материалов, выполнении отдельных действий в рамках предварительного следствия, передать дело другому сотруднику, поручить расследование нескольким специалистам и пр.
Руководитель подразделения утверждает постановление о прекращении преследования. Он может вернуть материалы следователю со своими письменными указаниями на выполнение дополнительного расследования. Обжалование распоряжений начальника не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных в УПК. Начальник следственного подразделения рассматривает требования, поступившие от прокурора, об устранении нарушений законодательства, допущенных на этапе предварительного расследования. Руководитель отдела обладает полномочиями принимать письменное возражение на указанные предписания. При этом начальник подразделения либо направляет прокурору уведомление о своем несогласии с требованиями, либо дает следователю распоряжение на их исполнение. Последнее должно составляться в письменной форме.
Другой комментарий к статье 439 УПК РФ
1. Предварительное следствие по делам о применении принудительных мер медицинского характера следователь заканчивает вынесением постановления о прекращении дела либо постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительной меры медицинского характера.
2. Уголовное дело в отношении лица, совершившего деяние в состоянии невменяемости, нельзя прекратить по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным ст. 25, 28 УПК.
3. Прекращение уголовного дела по этим же основаниям в отношении лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, допустимо, если оно выздоровело и может нести уголовную ответственность за содеянное.
4. Прекращение уголовного дела, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него самого или других лиц либо возможностью причинения иного серьезного вреда, является особым видом прекращения дела, которое допустимо только в отношении невменяемого либо лица, заболевшего психическим расстройством после совершения преступления.
5. Поскольку лицо, в отношении которого принимается решение о прекращении уголовного дела, страдает психическим расстройством, следователь должен сообщить о нем местным органам здравоохранения для принятия мер к лечению на общих основаниях либо в порядке недобровольной госпитализации психических больных.
6. Прекращая уголовное дело по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК, следователь или прокурор должны принять меры по реабилитации лица и возмещению причиненного ему в результате уголовного преследования вреда (см. коммент. к ст. 212 и 133).
7. Перед принятием решения о направлении дела в суд следователь знакомит с его материалами законного представителя и защитника, а также потерпевшего и его представителя, о чем составляются соответствующие протоколы. В случае заявления ходатайств они должны быть рассмотрены и по ним приняты соответствующие решения (см. коммент. к ст. 216 — 219).
8. Постановление следователя о прекращении дела, как и постановление о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительной меры медицинского характера к лицу, совершившему общественно опасное деяние, должно быть мотивировано. В нем следует изложить обстоятельства дела, установленные следствием, и обоснование принятого решения. Как и любое иное постановление, оно состоит из трех частей — вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.
9. О требованиях, предъявляемых к постановлению о прекращении уголовного дела, см. коммент. к ст. 213. Копия постановления о прекращении дела должна быть вручена защитнику, законному представителю, потерпевшему.
10. Постановление о направлении уголовного дела в суд составляется в соответствии с требованиями ч. 4 комментируемой статьи. К постановлению прилагаются: а) список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, в который включаются не только свидетели, потерпевшие, но и законный представитель лица с психическим расстройством, эксперты-психиатры; б) справка о движении дела с указанием времени возбуждения дела, предъявления обвинения, избрания меры пресечения (если это имело место), назначения судебно-психиатрической экспертизы; в) справки о вещественных доказательствах, о гражданском иске, о процессуальных издержках, о месте нахождения лица с психическим расстройством, а при наличии у него иждивенцев — о принятых мерах по обеспечению их прав, о времени окончания предварительного следствия.
11. Копия постановления о направлении дела в суд вручается защитнику и законному представителю.
12. Прокурор принимает решение о возвращении дела для производства дополнительного расследования, если придет к выводу, что по делу допущены существенные нарушения уголовно-процессуального закона либо что в деле отсутствуют достаточные основания для вывода о том, что лицо, о котором ведется дело, является невменяемым или что у него наступило психическое расстройство после совершения преступления.
13. Прокурор вправе прекратить уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст. 24 и 27 УПК.
14. Предварительное следствие может быть приостановлено с соблюдением требований п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК в том случае, если будет установлено, что общественно опасное деяние совершено лицом до заболевания, а последующая болезнь носит временный характер. По его выздоровлении производство по делу возобновляется и оно направляется в суд в обычном порядке.
15. Если лицо, у которого наступило временное психическое расстройство, нуждается в применении принудительных мер медицинского характера, дело направляется в суд для решения вопроса о принудительном лечении. По выздоровлении лица суд отменяет применение принудительных мер медицинского характера, а дело направляет для возобновления производства в общем порядке.
Дополнительная литература
1. Белозеров Ю. Н., Ефимичев С. П.
Обвинительное заключение в уголовном процессе. М., 1992.
2. Быков В. М., Гришин Ю. А.
Обвинительное заключение по групповым уголовным делам. Ташкент, 1988.
3. Дубинский А. Я.
Прекращение уголовного дела в стадии предварительного расследования. Киев, 1975.
4. Ефимичев С. П.
Правовые и организационные вопросы окончания предварительного расследования с обвинительным заключением. Волгоград, 1977.
5. Казанджан М. А.
Прекращение уголовного дела следователями органов внутренних дел. Ташкент, 1987.
6. Коханов В. А., Савкин А. В.
Обвинительное заключение по уголовному делу. М., 1993.
7. Песлякас В. И.
Уголовная ответственность и освобождение от нее. Минск, 1988.