- Трудовое право

Классификация земельного фонда РФ и распределение земельных ресурсов.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Классификация земельного фонда РФ и распределение земельных ресурсов.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, другие земли, предназначенные для этих целей в соответствии с территориальным планированием. В экономике сельского хозяйства в место термина “Земля” пользуются термином “Земельные угодья», так как каждый участок земли качественно отличается от другого.

Характеристика земельного фонда рф по угодьям и формам собственности.

К субъектам, использующим земельный фонд страны, относятся Российская Федерация; субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург); муниципальные образования (административные районы, города, посёлки городского типа, сельские поселения); юридические лица; граждане (физические лица).

На 01.01.2002 г. в стране государственная и муниципальная земельная собственность составляла 1580,8 млн.. га, из которых гражданам в пожизненное наследуемое владение было представлено 23,7 млн.. га, в аренду – 18,5 млн. га; юридическим лицам в пользование было передано 345,9 млн. га, в аренду – 185,4 млн. га. В собственности граждан было 122,8 млн. га, в собственности юридических лиц – около 6,2 млн. га.

C/x угодья всего – 221,0 млн. га (12,9 %), пашня 123,9 млн. га (7,2%), многолетние насаждения 1,9 млн. га (0,1 %), залежи 4,1 млн. га (0,3%), сенокосы 23,6 млн. га (1,4%), пастбища 67,5 млн. га (3,9 %), лесные земли 869,6 млн. га (50,6%), древесно-кустарниковая растительность 27,4 (1,6%), болота 154,0 млн. га (9,0%), под водными объектами 71,8 млн. га (4,2%).

Сельскохозяйственные угодья — это особая категория земель, которая имеет ряд существенных особенностей. Вот основные из них:

  • Плодородные земли находятся под государственной охраной как природное достояние и важный стратегический ресурс.
  • Возможно использование только в сельскохозяйственных целях. Нецелевое использование преследуется законом.
  • Угодья с высокой кадастровой стоимостью не могут быть переведены в другие категории, не связанные с сельским хозяйством.
  • На сельскохозяйственных территориях, находящихся под охраной государства, запрещено возведение каких-либо построек.
  • Все земли, включенные в состав сельскохозяйственных угодий, несут определенную пользу для аграрной отрасли.
  • Самые ценные и результативные (а также дорогие в обслуживании) — пашни.

Сельскохозяйственные угодья других стран

Для каждой страны сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей промышленности в любой стране. В разных регионах мира относительно земель наблюдается такая ситуация:

  • Для европейский стран характерен высокий уровень распаханности сельскохозяйственных земель (около 30 %). Это обусловлено интенсивным аграрным производством, связанным с растущей густотой населения и благоприятными климатическими условиями. На европейские страны приходится 10 % мировых сельскохозяйственных угодий.
  • В среднем по Азии коэффициент распаханности равен 15 %. Но показатель нельзя рассматривать в обобщенном виде, ведь ситуация в регионе неоднородна. Так, в Индии коэффициент равен 80 %, а в Саудовской Аравии едва достигает 1 %. На Азию приходится 30 % мировых сельскохозяйственных угодий.
  • В Северной Америке коэффициент распаханности равен 20 %. На данный регион приходится 15 % мировых сельскохозяйственных земель.
  • Земли Латинской Америки распаханы на 7 %. Это обусловлено экстремальным климатом.
  • Коэффициент распаханности земель в Африке — 7 %. На этот регион приходится 20 % мировых сельскохозяйственных угодий. Но их продуктивность очень низкая.
  • В Австралии степень распаханности земель едва достигает 6 %. В мировом сельском хозяйстве земли занимают всего лишь 5 %. Это связано с засушливым климатом и бедностью химического состава почв. Основной акцент сделан на кормовых угодьях.

Общая характеристика земельного фонда РФ

Земля — один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей — ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).

По площади земель Россия выступает явным лидером, обладая самым обширным в мире земельным фондом в 1709,8 млн. га. Земли используются для разнообразных целей. Более половины всех земель приходится на лесные площади, которые составляют 1046,3 млн. га, или 62% земель РФ, и лишь 8,9%, или 190,3 млн. га используется под пашню. Такая разница объясняется главным образом природно-климатическими условиями страны, ее географическим положением. В силу этих же причин неравномерно осваиваются земли. Основная нагрузка приходится на земли европейской части России, где сконцентрировано промышленное производство, развивается сельское хозяйство и наиболее интенсивно расселяются люди.

Земельный фонд — это… Что такое Земельный фонд?

  • ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД — общая площадь земель, принадлежащих группе землепользователей, предприятию, кооперативу, или земель, входящих в административно территориальную единицу. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд … Экономический словарь
  • земельный фонд — Совокупность всех земель в пределах страны или какого либо ее региона, разделяемых по типу хозяйственного использования и правовому режиму … Словарь по географии
  • земельный фонд — совокупность всех земель определённой территории, государства, всей планеты, которые можно разделить по типу хозяйственного использования и правовому режиму. В России земельный фонд включает земли: с. х., нас. пунктов, промышленности, транспорта … Географическая энциклопедия
  • земельный фонд — žemės fondas statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Žemės sankaupa pagal atskirą jos naudojimo paskirtį, pvz., Lietuvos žemės fondą sudaro žemės ūkio naudmenos (arimai, pievos ir ganyklos), miškai ir kitos žemės (vandenys, pelkės,… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas
  • Земельный фонд — 1) вид фондов природных ресурсов РФ; 2) совокупность всех категорий земель в пределах территории РФ, включенных или подлежащих включению в государственный земельный кадастр … Экологическое право России: словарь юридических терминов
  • земельный фонд — земельный фонд, Единый государственный З. ф., в СССР в соответствии с Конституцией СССР (ст. 11) земля находится в исключительной собственности государства. Все земли составляют единый государственный З. ф., который с учётом основного целевого… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
  • ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД — общая площадь земель, принадлежащих группе землепользователей, предприятию, кооперативу, или земель, входящих в административно территориальную единицу … Энциклопедический словарь экономики и права
  • ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД — см. в статье Земли сельскохозяйственного назначения … Энциклопедия юриста
  • ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД — Единый гос. 3. ф., в СССР в соответствии с Конституцией СССР (ст. 11) земля находится в исключит. собственности гос ва. Все земли составляют единый гос. 3. ф., к рый с учётом осн. целевого назначения земель включает: земли сельскохозяйственного… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
  • земельный фонд — общая площадь земель, принадлежащих группе землепользователей, предприятию, кооперативу, или земель, входящих в административно территориальную единицу … Словарь экономических терминов
Читайте также:  Как получить материальную помощь пенсионеру

Земли сельхозназначения

Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.

В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:

  • Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
  • земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
  • участки, занятые под хозяйственные строения;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • сады;
  • залежные земли.

Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай. Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.

Категории земель предусмотреные земельным законодательством

Земельным законодательством предусмотрены следующие категории земель.

1. Земли сельскохозяйственного назначения, к которым относятся все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей в соответствии с терри ториальным планированием.

Их общая площадь составляет 393,4 млн. га, или 23,0 % государственного земельного фонда. Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены колхозам, кооперативным хозяйствам, акционерным обществам и товариществам; государственным сельскохозяйственным предприятиям, научным и учебным сельскохозяйственным учреждениям; крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также для ведения подсобного сельского хозяйства, садоводства и огородничества.

Система управления фондом

Отдельную сферу государственного управления составляет руководство земельным фондом РФ. Областью его полномочий выступают земли в широком смысле этого слова.

Предметом правового регулирования является система правоотношений в сфере охраны и рационального задействования ресурсов земли в качестве объекта экономического хозяйствования.

Органы управления земельным фондом Российской Федерации объединены в целостную систему.

В зависимости от полномочий, получаемых этими структурами, предусмотрено подразделение на органы общей и специальной компетенции.

Первые осуществляют общее руководство и регулируют все существующие в государстве земельно-правовые отношения. Вторые наделены ограниченным кругом полномочий в сфере руководства земельным фондом, выполняют функции государственного управления, которые относятся к конкретной области координирования: ведение государственного земельного кадастра, мониторинг, землеустройство и прочие.

В первую группу входят государственные органы РФ:

  • Президент и главы субъектов;
  • Федеральное собрание и законодательные собрания субъектов;
  • Правительство и власти субъектов;
  • органы местного самоуправления.

Органы специальной компетенции, входящие во вторую группу, определены Указом Президента РФ и включают министерства, федеральные службы и агентства.

Земли промышленности, энергетики, транспорта

Главой XVI ЗК РФ установлен правовой режим земель промышленности, транспорта. На участках названной категории концентрируется большое количество предприятий разных сфер народного хозяйства.

По этой причине земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания более других нуждаются в дополнительном регулировании в виде зонирования. Законодатель специально регламентирует виды разрешенного использования земель отдельных подкатегорий (связи, энергетики, обороны).

Специфический правовой режим земель промышленности установлен с целью создания надлежащих условий для:

  • эксплуатации оборудования и целостных комплексов промпредприятий;
  • обеспечения технического, ядерного, санитарного благополучия.
Читайте также:  Возврат подоходного налога за медицинские услуги в 2020 - 2021 году

Категорирование земель и его принципы

Как объект хозяйствования земельный фонд характеризуется определенными показателями, такими как распределение земель по:

  • видам и формам собственности;
  • целевому назначению (категориям);
  • землепользованиям, землевладениям и земельным участкам;
  • угодьям.

Распределение земельного фонда по категориям земель является важнейшей формой организации их использования. Осуществляется на основании установления доминирующих факторов производительных возможностей и зонирования территории. Каждый участок относят к определенной категории, что устанавливает в отношении него правовой режим хозяйственного использования, охраны, его цели и задачи.

Земельным Кодексом РФ определены 7 категорий, в которые входят земли:

  • поселений (населенных пунктов);
  • сельскохозяйственного назначения;
  • водного фонда;
  • энергетики, промышленности, радиовещания, транспорта, земли для обеспечения обороны, космической деятельности безопасности и иного специального назначения;
  • запаса;
  • особо охраняемых объектов и территорий;
  • лесного фонда.

Состояние земельного фонда ХМАО

Ханты — Мансийский автономный округ — Югра расположен в пределах Западно-Сибирской низменности и занимает площадь равную 53480,1 тысячи гектаров. Площадь округа не изменялась с 1953 года. На землях площадью 3236,1 тыс. га Ханты — Мансийского автономного округа осуществляется запредельное пользование соседними территориями. Под оленьи пастбища используются 2940,4 тыс. га, или 91% этой территории [9].

Земли сельскохозяйственного назначения почти полностью находятся в поймах Оби и Иртыша и в целом занимают около 1,2% территории.

Земли поселений включают территории в пределах черты городских и сельских населенных пунктов и занимают 1,0% территории.

Земли промышленности, транспорта, энергетики, связи и т.д. составляют 0,2% от общей площади. В их составе преобладают земли промышленности, транспорта и в основном они сосредоточены в центральной части округа (Сургутский, Нефтеюганский и Нижневартовский районы).

Земли особо охраняемых территорий почти целиком представлены заповедниками (Юганский и Малая Сосьва) и составляют 1,6% территории.

Земли лесного фонда составляют основную часть территории во всех районах округа, хотя непосредственно занято лесом около 91% территории этой категории, значительная часть — болотами.

Земли водного фонда это основные водотоки Обь, Иртыш, небольшие реки, многочисленные озера и составляют 0,9%.

Земли запаса составляют около 4,1% территории и в основном заняты болотами, а также неиспользуемыми сельскохозяйственными и лесными угодьями.

Структура землепользования может быть охарактеризована по видам собственности и по категориям земель.

Распределение земельного фонда по категориям земель представлено за 2001 и 2007 годы в таблице 3.

Таблица 3. Распределение земельного фонда ХМАО по категориям [9]

Категории земель

01.01.2001

01.01.2007

Площадь, тыс. га

%

Площадь, тыс. га

%

Земли сельскохозяйственного назначения

687,9

1,3

620,2

1,2

Земли поселений

487,4

0,9

507,9

1,0

Земли промышленности, транспорта, связи

130,8

0,3

125,7

0,2

Земли особо охраняемых территорий

874,4

1,6

874,5

1,6

Земли лесного фонда

48638,2

91

48662,0

91

Земли водного фонда

501,8

09

501,8

0,9

Земли запаса

2159,6

4,0

2188,0

4,1

Итого земель в административных границах

53480,1

100

53480,1

100

Классификация земельных ресурсов

Среди ресурсов земельного фонда различают три большие категории. В первую входят продуктивные земли, которые потенциально могут приносить высокие урожаи и в целом обладают благоприятными для возделывания условиями. Важно отметить, что продуктивность определяется не только свойствами почвы, но и внешними факторами, среди которых существенное значение имеет климат. Вторая категория — это малопродуктивные территории. Это земельные ресурсы мира и России, значительная часть которых представлена тундрой, лесотундрой, болотами и степями. Теоретически эти земли могут подходить под требования агротехнического комплекса с точки зрения использования в разных целях, но, опять же, трудности эксплуатации возникают и из-за косвенных факторов. Например, это может быть труднодоступность или неблагоприятные климатические условия. Третью категорию представляют непродуктивные земли. Как правило, это застроенные площади, а также земли с нарушенной структурой и неблагоприятным химическим составом.

Тенденции в использовании земель

Структура распределения земель постоянно меняется. С одной стороны, перемены обуславливаются расширением площадей обрабатываемых земель, а с другой — переориентацией территорий, которые прежде находились в разработке. На нынешнем этапе освоения земельного фонда наблюдается повышение темпов обработки суши. Для обеспечения этой возможности предприятия орошают пустыни, осушают болота и вырубают леса. Такие меры позволяют увеличивать земельные ресурсы мира, пригодные для производственной деятельности. Причем стимулируется этот процесс не только потребностью в переходе на целинные площади из-за неудовлетворительных качеств старых угодий. Этому способствует и увеличение численности населения — соответственно, растет и спрос на продовольствие.

Разграничение государственной собственности на землю

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации). Таким образом, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Поскольку объектами любых прав на землю могут быть только индивидуально определенные земельные участки, в настоящее время серьезные трудности связаны с определением объектов собственности публичных образований, в частности государственной собственности.

С июля 2001 по июль 2006 г. существовала самостоятельная законодательно установленная процедура разграничения публичной собственности. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с утратившим силу Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ.

Читайте также:  Малый бизнес: сущность и современные проблемы развития

Целями разграничения публичной собственности являлись индивидуальное определение каждого земельного участка и отнесение к федеральной, региональной или муниципальной собственности путем принятия соответствующего перечня на уровне Правительства Российской Федерации. Данная процедура была крайне сложной и запутанной, а также требовала больших технических, временных и финансовых затрат, так как предполагалось индивидуально определить каждый участок на территории, составляющей примерно 70 — 80% от территории Российской Федерации, а также принять решение об отнесении каждого участка к собственности конкретного публичного субъекта. Разумеется, данная деятельность не была осуществлена, в связи с чем было принято решение об отмене разграничения государственной собственности в качестве самостоятельной процедуры.

Обязанности собственника земли

Современное законодательство РФ описывает не только виды и формы прав на землю, но и ответственность владельца этих правомочий. Поскольку земля является, помимо объекта личной собственности, ещё и частью экосистемы региона и даже государства, то у собственника земли существует определённая ответственность за её использование. Прежде всего, независимо от того, какие имеет собственник виды прав на землю, земельное право обязует владельца не нарушать прав других землепользователей.

Главным образом, обязательство собственника заключается в соблюдении всех установленных норм по использованию недвижимого имущества по своему назначению. Например, если земельный участок был приобретён под строительство, то собственник обязан выполнять строительные работы в соответствии с противопожарными, градостроительными и архитектурными нормами.

Право безвозмездного срочного пользования земельными ресурсами

Виды прав на землю в РФ включают и так называемые права безвозмездного пользования участком. Обладатель такого права обязан использовать по назначению предоставленную ему землю на определенный срок и вернуть владельцу участок в удовлетворительном состоянии. Объектом данного права могут быть государственные и муниципальные земли, получателями которых могут стать только госструктуры и местные власти, а также муниципальные и казенные учреждения. Срок действия такого права — 1 год.

Объектом прав могут быть также земли физических и юридических лиц, которые могут быть переданы в пользование другим гражданам и организациям. Срок действия обязательств устанавливается договором или сроком службы работника (в случае служебного надела землей сотрудника).

Лекция № 4 .Тема «Земельный фонд России».

качественному и экологическому состоянию земель;

видам угодий.

Гражданский кодекс РФ установил следующие основные типы прав на землю и иную недвижимость.

Право собственности это право физического или юридичес­кого лица владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению (передавать в наследство, дарить, завещать, осуществлять сделки и другие действия с законодательством). Право собственности на земельные участки и иную недвижимость подлежит государственной регистрации.

Право аренды земельного участка — это срочное пользование зе­мельным участком за плату на условиях договора аренды , с соб­ственником земли в течение оговоренного срока. Аренда может быть долгосрочная (более 3 лет) и краткосрочная. В Москве, если право аренды земельного участка выкуплено, право аренды земельного участка выступает как товар на рынке недвижимости: залог и все операции с недвижимостью относятся к субаренде. В крупных городах предпочтительна аренда городских земель как основная форма землепользования . Это оправдано прежде всего для земель города исторического и культурного значения. Недо­статок этого вида права — значительная зависимость его от реше­ний администрации города.

Право пожизненного наследуемого владения права владения и пользования земельного участка, передаваемые другому гражда­нину по наследству. При этом виде права праводержатель может строить здания, сдавать участок в субаренду, но ему не разрешено продавать, закладывать землю или проводить другие сделки, кото­рые ведут или могут привести к отчуждению участка. Этот вид права подлежит государственной регистрации.

Право хозяйственного ведения — это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть недвижимос­тью, пользоваться и распоряжаться ею в пределах, определяемых существующим законодательством. При этом недвижимость явля­ется собственностью другого лица. Подобное право устанавливает соответствующий орган федеральной или местной власти. Юри­дическое лицо не может продать, сдать в аренду, отдать в залог или любым другим способом распоряжаться недвижимостью без согласия владельца.

Право постоянного (бессрочного) пользования землей право юри­дического или физического лица без ограничения срока исполь­зовать предоставленный им собственником земельный участок. Не­движимость, которая находится в федеральной или муниципальной собственности , решением владельца может быть предоставлена в бессрочное пользование юридическому или физическому лицу. Пра­водержатель может строить сооружения на земельном участке, ис­пользовать его по целевому назначению. Сдавать в субаренду или передать недвижимость в свободное пользование другому лицу пра­водержатель может только с согласия владельца участка. Право бес­срочного пользования не может быть продано или унаследовано.

Право срочного пользования земельным участком — это времен­ное пользование земельным участком на срок от одного года и бо­лее или безвозмездно на условиях договора.

промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовеща­ния, телевидения, информатики, земли для обеспечения косми­ческой деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

особо охраняемых территорий и объектов;

лесного фонда;

водного фонда;

В структуре земельного фонда страны преобладают земли лес­ного фонда, на долю которых приходится 64,5 %, а также земли сельскохозяйственного назначения — 23,2 %.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *