Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютный контроль 2021: что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Справка о подтверждающих документах — это форма отчетности для
Кто осуществляет валютный контроль?
Регулирование в этой области осуществляют:
- Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты. - Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.
Что делать, если уже нарушил?
Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.
Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.
Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.
Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.
КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.
Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.
Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.
Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.
В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.
- На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
- При подготовке контракта следует:
- внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
- предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
- внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
- указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
- предусмотреть страхование коммерческих рисков.
- При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
- своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
- направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
- добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.
Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации
Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:
- Правительство РФ;
- органы валютного контроля;
- агенты валютного контроля.
Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):
- Банк России;
- подразделения валютного контроля таможни;
- подразделения валютного контроля налоговой службы.
Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:
- Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
- Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.
Функции органов валютного контроля:
- в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
- органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).
Справка о подтверждающих документах: когда предоставляется
Когда нужно предоставлять такую справку? Только в случаях проведения платежа по паспорту сделки, причем не всегда.
Паспорт сделки необходим, когда сумма контракта с нерезидентом эквивалентна сумме 50 000 долларов США по курсу на дату его заключения, либо превышает ее (п. 6.5.3 Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И). Оформлять паспорт лучше сразу после заключения контракта (договора). Вместе с паспортом сделки подается и сам контракт (договор), по которому формируется данный документ, плюс другие документы, требующиеся для валютного контроля, согласно Инструкции № 138-И.
Заполнять же справку о подтверждающих документах валютный контроль требует только при осуществлении операций, которые не являются расчетами, например, ввоз товара на территорию РФ, или вывоз товара из России, выполнение работ, оказание услуг, передача результатов интеллектуальной деятельности и т.д.
Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании. ».
Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах. В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».
Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.
Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.
Что делать, если уже нарушил?
Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.
Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.
Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.
Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.
КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.
Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.
Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.
Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.
В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.
- На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
- При подготовке контракта следует:
- внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
- предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
- внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
- указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
- предусмотреть страхование коммерческих рисков.
- При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
- своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
- направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
- добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.
Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.
Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.
Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).
Что такое справка о валютных операциях
Согласно текущему законодательству, российские предприниматели могут свободно сотрудничать в том числе и с зарубежными партнерами. При таком сотрудничестве расчеты между контрагентами могут производиться не в рублях, а в иностранной валюте — например, в долларах или евро. Закон этого не запрещает — однако требует, чтобы предприниматели обязательно сообщали государству о проведении любых операций с валютой, поскольку эта сфера находится под контролем государственных органов.
Справка о валютных операциях — это форма отчетности, где описываются все банковские операции, в которых использовалась иностранная валюта — например, все случаи зачисления или списания средств при работе с иностранными контрагентами. Заполнять такой отчет обязаны все компании или предприниматели, которые являются резидентами Российской Федерации и пользуются в своих расчетах не только рублями. При этом нерезиденты и резиденты — физические лица не обязаны предоставлять такую отчетность.
Организации — резиденты РФ обязаны предоставлять для валютного контроля информацию о движении валюты и подтверждающие документы по каждой проведенной операции. Такой документ заполняется в единственном экземпляре и в оговоренный срок передается для контроля в уполномоченный банк. Для оформления документа используется форма, утвержденная Банком России. При непредоставлении отчетности либо предоставлении неверных данных организация может быть привлечена к административной ответственности.
Райффайзенбанк предлагает услугу валютного контроля — сервис, который позволяет отслеживать и быстро исправлять возможные нарушения валютного законодательства. Специалисты банка помогут правильно заполнить любые документы, касающиеся операций с валютой, автоматически направят необходимые уведомления и обеспечат постоянную поддержку клиента по выделенной телефонной линии. Опцию можно подключить в мобильном приложении Raiffeisen Business Online без посещения отделений банка.
Организация контроля валютных договоров
В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.
Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.
Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.
В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.
Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2021 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния.
Внесение изменений в раздел I ведомости банковского контроля
Изменения вносятся в раздел I ведомости банковского контроля:
- изменился или дополнился контракт или кредитный договор;
- изменились сведения из раздела I ведомости банковского контроля принятого на учет контракта или кредитного договора.
Для внесения изменений в банке потребуют оформить заявление и передать документы, подтверждающие необходимость внесения изменений. Сроки передачи документов для внесения изменений в раздел I ведомости банковского контроля.
Внесение изменений или дополнений в контракт | Не позже пятнадцати рабочих днейпосле даты оформления соответствующих документов |
Изменения сведений о резиденте | Не позже тридцати рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП, либо в реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, либо в реестр адвокатов субъекта РФ |
Изменение/указание иной даты завершения исполнения обязательств | Не позже пятнадцати рабочих дней после даты, указанной в графе 6 пункта 3 раздела I ведомости банковского контроля принятого на учет контракта |
Продолжение исполнения обязательств после даты снятия с учета | Не позднее сроков представления в банк документов при исполнении обязательств по контракту, установленных в пункте 5.7 Инструкции № 181-И |
Заполнение справки о валютных операциях, где скачать образец бланка 2017 года
Инструкция № 138-И подробным образом регламентировала, оформление справки о валютных операциях и каков порядок ее заполнения. К ней также прилагалась форма справки, которая могла быть заполнена резидентом как письменно, так и в электронном виде. Сама справка направлялась в УБ в 1 экземпляре.
Заголовочная часть СВО охватывала следующую информацию:
- Название уполномоченного банка, где у резидента открыт валютный счет.
- Наименование резидента.
- Дату заполнения справки.
- Номер счета резидента.
- Код страны иностранного банка (если операции проходят через банк-нерезидент).
- Признак корректировки (заполняется только в случае представления корректирующей СВО).
Основная часть включала в себя следующие графы:
- Сведения о документе — основании проведения операции (уведомлении, распоряжении и т. д.).
- Дату осуществления операции.
- Признак платежа.
- Код вида валютной операции.
- Сумму операции.
- Реквизиты паспорта сделки или договора.
- Срок возврата аванса.
- Ожидаемый срок.
Дополнительная часть состояла из:
- примечания, в котором могли быть указаны дополнительные сведения по осуществляемым валютным операциям.
- Сведений УБ (даты получения СВО банком, даты возврата СВО (с обоснованием причин) уполномоченным банком (с указанием причин возврата), даты принятия справки).
Справка о валютных операциях — образец заполнения на 2018 год
Согласно пункту 2.1 Инструкции, организация обязана оформить и представить своему валютному агенту (банку, оформлявшему паспорт сделки) СВО и документы, в ней указанные (подтверждающие законность операции), при списании валюты со своего счета либо зачислении средств на него. При этом данный пункт предоставляет и возможность не представлять подтверждающие документы, если сумма операции не превышает 1 000 долларов.
Практикам следует помнить также о ситуациях, определенных пунктом 2.4 Инструкции, когда предоставление не требуется, например:
- при произведении операций между организацией и ее уполномоченным банком (купле-продаже валюты, переводе валюты со счета на депозит и т. д.);
- при произведении валютных операций между резидентами, счета которых находятся в одном и том же уполномоченном банке;
- при обозначении в соглашении между организацией и банком обязанности последнего оформлять СВО самостоятельно.
СВО оформляется по унифицированной форме (приложение № 1 к Инструкции). При этом помимо собственно бланка справки в указанном приложении содержится подробная инструкция по ее заполнению. Образец заполненной СВО вы можете скачать на нашем сайте .
Документы валютного контроля для банка
Ввиду требований частей 2 и 3 статьи 22 закона «О валютном…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ контроль над перемещением валюты в РФ осуществляется органами власти (Правительством, ЦБ, ФНС и ФТС). При этом банки являются валютными агентами и обязаны выполнять контрольные мероприятия в отношении своих клиентов, осуществляющих валютные операции.
Часть 7 статьи 23 ФЗ № 173 обязывает их отчитываться перед ЦБ РФ и другими компетентными органами об операциях с валютой, которые совершаются организациями и гражданами с использованием открытых у них счетов. При этом банки в силу требований части 1 статьи 23 ФЗ № 173 наделены правом получения от своих клиентов информации, касающейся легальности выполняемых ими валютных операций и обслуживания принадлежащих им банковских счетов.