Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое внешнее управление в банкротстве?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).
Срок внешнего управления
Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.
Обязанности внешнего управляющего
Главная характеристика внешнего управления как процедуры банкротства заключается в прекращении полномочий действующего руководства предприятия. При этом внешний управляющий имеет широкий спектр обязанностей, в которые входит распоряжение объектами имущества должника. Действующие органы управления предприятия лишены права принимать самостоятельные решения без согласования с внешним управляющим или оказывать влияние на принятие им решений. Также управляющий выполняет все функции управления организацией, контролирует процессы инвентаризации и распоряжения имуществом, ведет бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность, реестр кредиторских требований, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности. Более того, он занимается проведением оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности и осуществляемых в ходе ведения хозяйственной деятельности. С этой целью составляют план управления.
Оздоровительные мероприятия: особенности проведения
Внешнее управление как процедура банкротства имеет особенности осуществления оздоровительных мероприятий:
- Период уведомления руководителя организации о внедрении внешнего управления составляет 1 день.
- О процедуре уведомляются учредители.
- В 10-дневный период с момента запуска процедуры направляют заявку на публикацию этой информации.
- Управляющий получает распоряжение по передаче ему всей документации.
- Документы передаются в течение 3 дней после вступления в должность управляющего.
- Собрание кредиторов первый раз назначается в течение 31 дня после начала процедуры.
- Об оздоровительных мероприятиях информируется ФССП, ФНС, банки.
- В органы контроля направляются соответствующие запросы.
- Организуется общее собрание всех работников предприятия.
- К работе организации привлекается бухгалтер и аудитор.
- Организуется инвентаризация.
- Производится анализ финансового положения предприятия.
- Имущество третьих лиц возвращается им.
- Составляется и рассматривается перечень требований кредиторов.
- Организуется собрание кредиторов.
- Составляется промежуточный и итоговый отчет и оглашается на собрании кредиторов.
- В арбитражный суд предоставляют план.
- Реализуются имущественные объекты.
Процедуры банкротства
При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
- Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
- Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
- Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
- Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
- При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
- Реструктуризация долгов гражданина;
- Реализация имущества гражданина;
- Мировое соглашение.
Критерии банкротства предприятия
Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.
Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?
Что такое внешнее управление
Внешнее управление при банкротстве – это совокупность определенных мероприятий, предназначенных для исправления финансовой ситуации, сложившейся на производстве. Начало проведения подобных действий возможно лишь после выдачи постановления арбитражным судом. Согласно ФЗ, такое постановление может быть выдано лишь тем организациям, которые имеет арбитражного управляющего и реальные шансы на изменение положения. Чтобы осуществить намеченный план по возвращении из несостоятельного производства в платежеспособное требуется конкурсный управляющий, имеющий большой опыт в подобных делах.
Согласно законодательству право на реанимацию получают немногие предприятия. Процесс начинается исключительно после решения суда и проведения финансового оздоровления. Существуют дополнительные условия для старта процесса:
- внешнее управление как процедура банкротства имеет реальный шанс вернуть юридическому лицу состоятельность за определенный срок;
- на основе требований кредиторов было направлено ходатайство в уполномоченный орган для старта процедуры;
- после просмотра ходатайства было вынесено решение, на основе закона о банкротстве, что внешнее управление действительно поможет вернуть предприятие к платежеспособному состоянию.
Главный нюанс такого мероприятия – это снятие, согласно закону, всех должностных лиц с занимаемых ими постов и назначение руководителем внешнего управляющего на необходимый для решения вопроса срок. Назначенный управляющий имеет полномочия, на основе статей о внешнем управлении в ФЗ о банкротстве, увольнять с должностей директоров, заместителей, бухгалтеров, изменять политику компании в нужном направлении.
Классифицировать виды банкротства можно по критерию, кто является должником:
- юридическое лицо;
- индивидуальный предприниматель;
- физическое лицо, не являющееся ИП.
По критерию же «реальность-фиктивность» банкротство бывает 3 видов:
- Реальное банкротство. Должник действительно имеет большой объем кредиторской задолженности. Но он не имеет возможности ее обслуживать;
- Техническое (временное) банкротство. Организация не может исполнить свои финансовые обязательства в срок. Но теоретически ее задолженность может быть покрыта активами. Данный вид банкротства не всегда приводит к ликвидации фирмы;
- Фиктивное банкротство. Это заведомо ложное публичное объявление о своей несостоятельности.
«Не всегда банкротство является для кредитора панацеей и реальной возможностью получить долг. В то же время и для должника банкротство не всегда катастрофа. Кредитору перед принятием решения о начале процедуры банкротства своего должника стоит взвесить все обстоятельства. Ведь в рамках исполнительного производства он вправе претендовать на все имущество должника. А в процессе банкротства его придется делить с остальными кредиторами.
Для должника банкротство может предоставить возможность реструктурировать долги без постоянного давления кредиторов и начисления штрафных санкций и продолжить свой бизнес дальше в нормальных условиях.
В любом случае советую обращаться к специалистам, которые могут провести анализ сложившейся конкретно у вас ситуации, предложить план действий и реализовать его».
Научная и учебная литература:
1. Белов, В. А. Гражданское право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / В. А. Белов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 451 с.
2. Бурганов Р. Теория несостоятельности (банкротства): термины, трактовка, сущность // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 12. С.112-118.
3. Глухова О. Ю., Шевяков А. Ю. Несостоятельность (банкротство) как правовая и экономическая категории // Журнал «Социально-экономические явления и процессы». – 2017. – С. 168
4. Демченко А. А., Криводерова А. Ю. Проблема банкротства юридических лиц в России // Журнал «Научный вестник Крыма». – 2018. – С. 3-4
5. Зенин, И. А. Гражданское право: учебник для академического бакалавриата / И. А. Зенин. — 17-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 655 с.
6. Карелина С.А. Несостоятельность (банкротство) как юридический состав // Российская юстиция. 2016. № 4. С.5-11.
7. Кондратьева Е.А., Чернухина И.А. Теневые процессы, обусловленные институтом банкротства // Вестник экономической интеграции. 2015. № 5. С.66
8. Кузнецов С.А. К вопросу о порядке установления требований кредиторов в делах о банкротстве // Правовая политика и правовая жизнь. -2016. -№ 37. -С.95
9. Кузнецова Е. О. Процедура внешнего управления в деле о банкротстве // Журнал «Новая наука: проблемы и перспективы». – 2016. — № 6. – С. 259
10. Михневич Т.Н. Правовое регулирование процедур банкротства // Социология власти. 2014. № 2. С.237
11. Полещук Т. А., Маркова Д.А. Банкротство юридических лиц в России // Журнал «Общество: политика, экономика, право». – 2016. – С. 35
12. Прокопец Т. Н., Бабаян Э. А. Исторический анализ развития института несостоятельности в России [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 4-7.
13. Самодуров А. А., Вязанкина Е. А. Внешнее управление как способ выхода из кризисного положения // Журнал «Стратегии бизнеса». – 2018. – С. 24
14. Самохвалова Н.В. Понятия «несостоятельность» и «банкротство» в цивилистической теории и законодательстве // Российский судья. 2013. № 10. С.14-18.
15. Сидорова В.Н. Особенности правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства): история и современность // История государства и права. -2015. — № 3. — С.2-6.
16. Сильченко Е. С. Наблюдение и финансовое оздоровление как процедуры банкротства юридического лица // Журнал «Наука. Общество. Государство». – 2018. – С. 72
17. Суханов Е.А. Процедура банкротства — важный элемент экономико-правовых отношений // Журнал российского права. 2014. Т.8. № 152. С.143-146.
18. Уксусова Е.Е. Специальный характер правового регулирования судопроизводства по делам о несостоятельности (банкротстве) // Журнал российского права. 2017. № 12. С.106-107
19. Ульянова В.А. Мировое соглашение при несостоятельности (банкротстве): проблемные аспекты // Право и образование. 2016- № 5.- С.137
20. Чернова М.В. Банкротство: экономико-теоретический аспект // Финансы и кредит. 2012. № 16. С.50-53.
План внешнего управления
В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 106 Закона о банкротстве не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.
План внешнего управления должен соответствовать требованиям, установленным федеральными законами, предусматривать срок восстановления платежеспособности должника, содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок.
Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов (пункт 4 статьи 107 Закона о банкротстве).
Внешнее управление – совокупность действий, которые проводятся для остановки процесса банкротства и возврата прежней работоспособности организации. Возможно только по постановлению арбитражного суда, выносящим его только когда есть реальный шанс на финансовое оздоровление организации.
Для «реанимации» компании важна не только совокупность финансовых особенностей, в результате которых возникла данная ситуация, но также профессиональная грамотность назначенного управляющего.
Внешнее управление как процедура банкротства назначается по результатам финансового оздоровления при следующих условиях:
- имеется реальный шанс вернуть состоятельность юридического лица-должника в течение конкретного периода;
- кредиторы совместным решением направили в судебные органы ходатайство о введении внешнего управления на предприятии-должнике;
- после направления ходатайства о признании банкротства организации, появились факты, согласно которым восстановление платёжеспособности юридического лица реально, а значит утверждение управляющего целесообразно.
Основное отличие данного этапа банкротства – отстранение должностных лиц от руководства фирмой и передача данных функций внешнему управляющему. После их получения последний имеет право уволить директора, его заместителя, главбуха и определять дальнейшую политику деятельности предприятия самостоятельно.
Чем внешнее управление отличается от финансового оздоровления
Это два разных этапа банкротства, имеющие общие черты:
- единая цель – восстановление платежеспособности компании;
- предоставление льготных условий по дальнейшему функционированию фирмы;
- введение по решению судебных органов либо первого собрания кредиторов.
При этом между этими способами восстановления жизнеспособности есть 2 существенных отличия:
- При финансовом оздоровлении функции директора ограничиваются, но он продолжает управлять компанией (под контролем), а при внешнем управлении происходит полное отстранение действующего руководства предприятия, а в обязанности временного управляющего входит принятие резолюций, определяющих дальнейшую политику компании;
- Финансовое оздоровление – это закрытие долгов в рассрочку под конкретные гарантии, а при внешнем управляющем происходит абсолютное изменение стратегии деятельности фирмы.
Способы самостоятельного выхода из банкротства
Отсутствие задолженности или ее просрочки на три месяца благоприятно влияет на финансовое состояние всей компании. Успешное завершение процедуры банкротства тут же устраняет возможность получения субсидиарной ответственности для руководителя. Однако, даже при катастрофичном положении дел можно постараться самостоятельно избавить свою организацию от финансовой несостоятельности, не прибегая к процедуре банкротства. Для этого следует:
- сделать кредиторов сговорчивее. Самостоятельная подача заявления на признания банкротства автоматически делает кредиторов сговорчивее. Они понимают, что пойдя на уступки, смогут быстрее и проще получить дебиторскую задолженность. В противном случае, учитывая законодательство, они могут отказаться в третьей очередности на выплаты, и вообще не дождаться заветных денег. Из-за этого они сами предлагают мировое соглашение, предлагая более выгодные и доступные способы выплат по долговым обязательствам;
- не терять время. При имеющейся несостоятельности не стоит тянуть время с подачей заявления на банкротство. В таком случае вас могут опередить кредиторы, из-за чего организация-банкрот лишается драгоценного времени на подготовку. Из-за этого происходит расторжение некоторых сделок, которые могли бы существенно поправить финансовое положение дел в организации;
- остерегаться выездной проверки. Отсутствие кредиторской задолженности позволяет быстро закрыть организацию, с помощью процесса ликвидации. В данном случае имеется «подводный камень», когда задолженность выявляется уже после того, как было объявлено о ликвидации. К банкротам налоговые службы не ездят — в проверке совершенно нет смысла. Однако они достаточно быстро приезжают с проверкой к компаниям, которые объявили о ликвидации. Если после проверки будет выявлена кредиторская задолженность, налоговые службы вправе написать заявление о банкротстве на фирму-должника;
- защитить имеющиеся сделки. За месяц до предполагаемого заявления о банкротстве необходимо провести внутренний аудит всех сделок, заключенных за последние 3 года. Их тщательный анализ и проверка ошибок позволит существенно уменьшить риск расторжения некоторых из них. Конкурсный управляющий будет пытаться оспорить их в суде для увеличения конкурсной массы. Поэтому необходимо заранее подготовить убедительные доводы против расторжения сделок. Если для этого потребуются дополнительные документы, их необходимо найти и предъявить. Следует доказать, что все сделки проводились на законном основании, вплоть до того, что бы показать товар, если договор был купли-продажи.Помимо сохранения денег такая подготовка позволит убедить арбитражного судью в том, что банкротство не было преднамеренным. Преднамеренное, или фиктивное банкротство достаточно распространенная практика. Например, организация перестает выплачивать незначительную сумму по налоговым обязательствам. По истечению трех месяцев в организацию с проверкой приезжает налоговая, которая выявляет имеющуюся кредиторскую задолженность и пишет заявление о признании должника банкротом. После начала процедуры банкротства организация выплачивает задолженность перед налоговой службой, при этом перестает платить другим контрагентам;
- сохранять последовательность. Некоторые руководители, пройдя процедуру банкротства и ликвидации, достаточно быстро открывают новую фирму, начиная работать с «чистого листа», однако с уже наработанной клиентской базой. Однако стоит учитывать тот факт, что руководители, фирма которых была признана банкротом, еще некоторое время не могут занимать руководящие должности. Поэтому необходимо быть последовательным — не стоит сразу начинать новое дело, лучше всего выждать необходимой по законодательству срок, и только после этого браться за новые проекты. Кроме того, выделенное время позволит сделать своеобразную «работу над ошибками», вспомнить какие именно действия привели к финансовой несостоятельности, чтобы избежать их в новом проекте.
Как проводится внешнее управление?
Этап банкротства юридического лица, получивший название «внешнее управление», начинается с передачи всех полномочий руководителя новому арбитражному управляющему. Внешний управляющий принимает всю документацию от должника и приступает к руководству предприятием. Арбитражный управлене вправе отменить принятые раньше меры по возобновлению долговых выплат и полностью изменить стратегию производства.
К сведению Внешнее управление не является обязательной стадией банкротства. Реабилитационные мероприятия проводятся только при условии обоснования их целесообразности. Если новое руководство не восстановит платежеспособный статус организации, то после стадии внешнего управления компания сразу вступает в заключительный этап банкротства — конкурсное производство, когда имущество юридического лица распродается на аукционах. Деньги, вырученные с реализации активов, идут на погашение долговых обязательств компании.
Пока должник находится под внешний управлением, вводится мораторий на долговые выплаты. Так компания сможет улучшить свои финансовые дела и вести деятельность без постоянного давления со стороны кредиторов.
В обязанности внешнего управляющего входит составление плана работы, который утверждает арбитражный суд. План действий управляющий обязан разработать не позже чем через один месяц после вступления в должность.
План управления внешнего управления должен предусматривать ряд мероприятий по восстановлению платежеспособности компании-должника, а также порядок реализации указанных мер. Документ также предусматривает размеры расходов на проведение необходимых процедур для возврата организации к нормальной деятельности. Платежеспособность должника считается восстановленной, если отсутствуют признаки банкротства юридического лица, регламентированные законодательством.
План внешнего управления при банкротстве в обязательном порядке должен:
- предусматривать временной период, когда организация восстановит платежеспособность;
- иметь обоснование возможности восстановления платежеспособности компании в оговоренный срок;
- соответствовать установленным законодательствам требованиям.
План внешнего управления и его осуществление
План управления составляет управляющий. На это отводится 1 месяц. Имеющийся в наличии план управляющий предоставляет на рассмотрение кредиторам и суду.
Обычно этот документ включает:
- мероприятия, способствующие восстановлению платежеспособности должника;
- условия реализации этих мероприятий;
- перечень расходов должника;
- время, требующееся для восстановления финансовых возможностей;
- полномочия собрания и комитета кредиторов, от которых зависит принятие решений по заключению должником сделок.
Последовательное выполнение всех или только некоторых пунктов плана может привести к:
- закрытию предприятия;
- открытию новых отделений организации;
- ликвидации убыточных дочерних компаний;
- переквалификации сотрудников фирмы и ее переориентация на другое производство;
- покупке новой техники.