- Военное право

Что такое СРО и зачем организациям туда вступать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое СРО и зачем организациям туда вступать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 1 января 2010 года было прекращено действие лицензий на проектирование, строительство и инженерные изыскания для зданий и сооружений, а вместо них обязательным стало участие в соответствующей саморегулируемой организации, если организация или индивидуальный предприниматель планируют проводить работы, указанные в Перечне видов работ (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624).

Для вступления в СРО организация или индивидуальный предприниматель должны выполнить ряд требований:

1.Подготовить необходимый пакет документов. В качестве примера приведем перечень документов одной из СРО:

  • заявление для получения свидетельства о допуске;
  • копии Устава, выписки из ЕГРЮЛ, свидетельства ИНН, протокола о назначении директора;
  • сведения о количестве руководителей и специалистов;
  • копии трудовых договоров, трудовых книжек, дипломов, удостоверений о повышении руководящих работников и специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по профилю заявляемой деятельности;
  • сведения о количестве рабочих с квалификацией не ниже 3 разряда;
  • схему производственной структуры организации;
  • сведения о технических средствах, в том числе привлекаемых на договорной основе;
  • сведения о зданиях, сооружениях, помещениях, используемых для осуществления заявленных видов работ (в том числе временных и вспомогательных);
  • сведения об обеспечении заявленных видов работ нормативно-технической и технологической документацией;
  • сведения о видах строительной деятельности, выполняемые организацией на объектах капитального строительства;
  • сведения о системе контроля качества СМР, строительных материалов конструкций и изделий.

Дополнительно СРО может запрашивать бухгалтерскую и налоговую отчетность, локальные документы об охране труда, сведения о строительной деятельности и профессиональной репутации кандидата, свидетельства об аттестации собственной лаборатории или договора с такой лабораторией и др.

2.Пройти проверку представленных документов контрольным управлением СРО. Некоторые саморегулируемые организации не ограничиваются только камеральной проверкой (чисто документальной), а устраивают выездную проверку для проверки реальной деятельности кандидата.

3. Оплатить взносы для участия в СРО: вступительный, членский, целевой, а также взнос в компенсационный фонд.

Условия вхождения в СРО

Вступить в СРО может не каждая компания. Отдельные саморегулируемые организации устанавливают жесткие требования по вхождению. Для получения доступа субъект должен соответствовать этим условиям:

  • Наличие всех необходимых документов.
  • Соблюдение порядка страхования.
  • Наличие сумм для уплаты в компенсационный фонд.
  • Наличие соответствующего кадастрового потенциала.
  • Соответствующая материальная база.
  • Наличие у руководителя должного опыта и стажа.
  • Профессионализм сотрудников.
  • Наличие сертификатов, полученных после курсов повышения квалификационного уровня.
  • Наличие у фирмы имущества (в том числе недвижимого).

В СРО может вступить ЮЛ (ООО, ОАО) и ИП. Однако субъект должен обязательно отвечать установленным требованиям. Каждая СРО имеет право сформировать свой перечень требований.

История и назначение законодательства по СРО

Федеральный закон № 315 о лицензировании деятельности строительных организаций был принят в 2007 г. Лицензия давала право работать в профильной отрасли. В 2010 лицензии были заменены на свидетельство о допуске. Работы, по которым требовалось разрешение, были утверждены Приказом № 624 Минрегиона РФ от 30.12.2009. Значимой вехой в системе саморегулирования стал ФЗ № 372, который отменил допуски. Сегодня для легальной деятельности в сфере строительства необходимо оформить членство в СРО и иметь выписку из реестра саморегулируемой организации. Централизованно контролировать деятельность большого количества фирм для государства проблематично. Намного эффективнее, когда профессионалы в своей отрасли, объединившись, сами регулируют свою деятельность. Правительству остаётся только корректировать перечень таких объединений.

История и назначение законодательства по СРО

Федеральный закон № 315 о лицензировании деятельности строительных организаций был принят в 2007 г. Лицензия давала право работать в профильной отрасли. В 2010 лицензии были заменены на свидетельство о допуске. Работы, по которым требовалось разрешение, были утверждены Приказом № 624 Минрегиона РФ от 30.12.2009. Значимой вехой в системе саморегулирования стал ФЗ № 372, который отменил допуски. Сегодня для легальной деятельности в сфере строительства необходимо оформить членство в СРО и иметь выписку из реестра саморегулируемой организации. Централизованно контролировать деятельность большого количества фирм для государства проблематично. Намного эффективнее, когда профессионалы в своей отрасли, объединившись, сами регулируют свою деятельность. Правительству остаётся только корректировать перечень таких объединений.

Решим все сопутствующие проблемы

  • Не уверены в выбранной СРО? Проверим надежность и репутацию по всем основным параметрам: от истории создания до репутации и судебной практики.
  • Не можете выбрать ответственную СРО? Предоставим список проверенных, лояльных организаций, предлагающих членство в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах.
  • Проблемы с наличием специалистов НРС? Внесем в реестр ваших сотрудников или предоставим специалистов специально для получения допуска СРО.
  • Сложности с подбором и оформлением документов? Окажем полную юридическую и информационную поддержку с момента обращения и на весь период членства.
  • Не хотите тратить время, чтобы получить отказ? Тщательно проверим пакет документов компании и необходимые документы специалистов перед подачей, сведя риск отказа к минимуму.
  • Есть важный контракт, который нельзя потерять? Оформим вступление в СРО срочно, чтобы вы могли приступить к работе максимально скоро.
Читайте также:  Как избежать потерь при смене пенсионного фонда

В каком СРО должен состоят участник, если в одном лоте закупаются проектные работы и инженерные изыскания?

На данный вопрос нет четкого ответа, во всяком случае, в настоящее время. После того, как с 1 июля 2017 в ГрК РФ были внесены изменения, которыми фактически было отменено действие приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, ГрК РФ для выполнения каждого из данных видов работ устанавливает требование о членстве «в своем» СРО.

Установление заказчиком требования к участникам о наличии членства сразу в двух СРО может рассматриваться антимонопольным органом как требование, ограничивающее число участников. Установление требования о членстве только в одном СРО автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счет средств соответствующего компенсационного фонда при наличии недостатков в работах подрядчика. В связи с изложенным, заказчику не следует объединять указанные виды работ в один лот, а если их все же необходимо объединить, то следует руководствоваться практикой, которая сформировалась у регионального управления ФАС России.

В России действует свыше тысячи саморегулируемых организаций в различных сферах экономической деятельности. Вступление в СРО дает возможность компании выйти на более высокий уровень бизнеса, получить новые стимулы к развитию. А в некоторых случаях – например, в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях – является обязательным условием для участия в крупных тендерах.

СРО представляет собой некоммерческое партнерство, члены которого занимаются одним видом деятельности. Саморегулируемая организация вырабатывает стандарты этой деятельности и отслеживает их выполнение.

Участники СРО осуществляют своего рода взаимное страхование, формируя специальные компенсационные фонды. Из них оплачивается нанесение вреда третьим лицам в результате нарушения стандартов членами СРО, а также возмещается ущерб госзаказчикам, если состоящая в СРО компания не исполняет свои обязательства по контракту.

Чтобы стать членом саморегулируемой организации, необходимо собрать внушительный пакет документов, но и при этом можно получить отказ, если вы уже состоите в другом СРО, документов не хватает либо ваши возможности не соответствуют принятым в СРО стандартам.

Члены СРО уплачивают вступительный взнос, а также регулярные взносы. В целом получаются довольно внушительные суммы, но если вы планируете всерьез завоевывать рыночные высоты, без таких расходов не обойтись. Членство в СРО значительно повышает доверие заказчиков к фирме, в случае неприятностей вам не придется самостоятельно оплачивать крупное возмещение, плюс вы получаете доступ к базе знаний СРО, а ваши сотрудники проходят постоянное переобучение.

Покинуть СРО можно по собственному желанию, по причине реорганизации или прекращения деятельности либо из-за нарушения правил и стандартов саморегулируемой организации.

Возврат взносов в компенсационный фонд

Возврат взносов, внесенных в компенсационный фонд СРО его членам возможет только в случае прекращения существования СРО. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 6 данного закона гласит: «При исключении некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае, установленном частью 3 настоящей статьи, права владельца счета, на котором размещены средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, переходят к Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо при исключении некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, членами которой они являлись, из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае, установленном частью 3 настоящей статьи, и при принятии таких индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены другой саморегулируемой организации, соответствующей требованиям, установленным частями 1 — 4 статьи 554 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в такое Национальное объединение саморегулируемых организаций с заявлением о перечислении зачисленных на счет такого Национального объединения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра, на счет саморегулируемой организации, в члены которой приняты такие индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Обязательно ли вступать в СРО?

Вступление в СРО может быть как обязательным, так и добровольным. Не только компании, ведущие свою деятельность в области строительства, проектирования и инженерных изысканий могут объединяться в союз. Чтобы не сложилось однобокого представления, ниже мы привели направления организаций по другим видам работ.

Виды деятельности, при которых вступление в самостоятельное объединение является обязательным:

  • Аудиторская деятельность;
  • Архитектурно–строительное проектирование;
  • Кредитная кооперация;
  • Теплоснабжение;
  • Инженерные изыскания;
  • Работа арбитражных управляющих (деятельность заключается в проведении банкротства юридических и физических лиц);
  • Оценочная деятельность;
  • Организации азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • Деятельность в области энергетического обследования;
  • Работа ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;
  • Строительство.

Виды деятельности, в которых участие в СРО является добровольным:

  • Профессиональное оказание услуг на рынке ценных бумаг;
  • Работа негосударственных пенсионных фондов;
  • Осуществление рекламного бизнеса;
  • Функционирование патентных поверенных;
  • Функционирование жилищных накопительных кооперативов;
  • Функционирование микрофинансовых организаций;
  • Посредническая деятельность по урегулированию споров.

Как получить членство в СРО?

Ответ на это вопрос дается в ст. 55.6 ГрК РФ: ИП или юридическое лицо должны предоставить в объединение следующие документы:

  • заявление на вступление с указанием планируемых видов деятельности;
  • документы, подтверждающие регистрацию ООО/ИП (копии);
  • копии учредительных документов (для юрлица);
  • приказы о назначении гендиректора и главного бухгалтера;
  • ОГРН и ИНН;
  • выписка из ЕГРЮЛ и из информационного уведомления Госкомстата;
  • подтверждение квалификации (диплом о высшем образовании и стаж не менее 5 лет у ИП или руководителя ООО);
  • трудовые соглашения минимум с 2-мя специалистами по отраслям, внесенным в соответствующий реестр.

Важный момент! Нельзя вступить в саморегулируемую организацию, являясь членом другого СРО по аналогичным видам работ. Однако при необходимости можно быть участником другого объединения по другим видам деятельности.

Каждая СРО имеет право запросить дополнительный перечень документов на вступление, например, страховой полис или сертификат ISO. Сбор документов занимает примерно месяц. СРО обязано в течение 30 дней вынести решение о предоставлении членства соискателю. Отказать самостоятельное объединение может в случаях:

  • Предоставления не полного перечня необходимых документов;
  • Членства в другом СРО по аналогичным видам работ.
Читайте также:  Как перевести земли ЛПХ в ИЖС?

Ускорить процесс вступления в объединение можно, обратившись к специализированным организациям – партнерам саморегулируемых организаций. Опытные сотрудники помогут собрать все документы в кратчайший срок — вплоть до одного дня.

Допуск СРО выдается только участникам объединения. Поэтому прежде чем его получить, необходимо вступить в союз.

Порядок вступления в СРО иностранных организаций

Зарубежные компании и бизнесмены, желающие вести строительную, проектную, изыскательную и энергоаудиторскую деятельность в России, должны стать членами СРО. Что нужно для вступления в СРО?

Обычно иностранные компании выходят на отечественный строительный рынок разными путями:

  1. Ведут деятельность через вступление в СРО российскими дочерними предприятиями. Иностранная организация является учредителем при регистрации юрлица в организационно-правовой форме ООО, АО, ПАО (ранее ЗАО, ОАО) и прочих подходящих формах. Фирма, зарегистрированная в РФ, — дочерняя. Этот способ чаще всего используют иностранные компании и предприятия.

  2. Покупают готовую российскую компанию с допуском СРО. Самый быстрый путь выйти на рынок. Ведь с момента нотариальной сделки предприятия и (или) граждане других стран могут начать работать в России, поскольку у продаваемых организаций есть не только допуски СРО, но и прочие атрибуты, необходимые для ведения деятельности (расчетный счет (иногда банк-клиент)).

  3. Работают через вступление в СРО зарубежного предприятия. Иностранное юрлицо вступает в российскую СРО напрямую, не регистрируя российскую организацию. Но этот вариант предполагает, что заграничное предприятие должно аккредитовать филиал или представительство в РФ по всем законодательным правилам.

Выбор саморегулируемого объединения

Сегодня действует несколько десятков некоммерческих объединений. При выборе своего некоммерческого объединения, необходимо учитывать следующие критерии:

  • количество организаций не менее 120-150;
  • взаимодействие между членами регулируется Уставом;
  • Объединение имеет госрегистрацию, и действует не менее 3 лет;
  • Некоммерческое объединение должно иметь запись в реестре НОСТРОЙ;
  • саморегулируемое объединение имеет полномочия выдавать допуски СРО;
  • желательно выбрать объединение, имеющее полномочия организации образовательных стандартов.

Наличие своего сайта у объединения является обязательным условием.

Стоимость вступления в СРО

Давайте разберемся как получить допуск СРО и что нужно для соблюдения официальной процедуры по закону. Цена членства СРО формируется из нескольких фондов, которые признаны обязательными для ее участников.

  1. Вступительный взнос. Согласно Уставу организации, ее Правление может установить размер в сумме от 5 тыс. до 50 тыс. рублей.
  2. Компенсационный фонд. В настоящее время этот фонд не может быть оформлен в рассрочку, кредит и т.д. Сумма уплачивается однократно. Уменьшение цены стоимости вступления в СРО не допускается. Определено два типа компенсационного фонда – возмещение вреда и договорные требования.
  3. Членские взносы. Размер фиксированный, и устанавливается Правлением СРО самостоятельно. Сумма уплачивается ежемесячно, в размере от 4 тыс. до 15 рублей ежемесячно.
  4. Страхование. Размер фонда устанавливается некоммерческой структурой самостоятельно, но не меньше 5 тысяч рублей, и не больше 15 тысяч рублей.

Кредитование в некоммерческой организации запрещено законом. Ниже предлагаем ознакомиться с таблицей размера компенсационного фонда для участников объединения.

Тип финансовой ответственности, общая сумма Взнос по возмещению вреда Взнос по договорным обязательствам*
До 60 млн 100 тыс. 200 тыс.
До 500 млн 500 тыс. 2,5 млн.
До 3 млрд 1,2 млн. 4 млн.
До 10 млрд 2,0 млн. 7 млн.
Свыше 10 млрд 5 млн. 25 млн.

*Договорной компенсационный фонд формируется в том случае, если заключены госконтракты с государственными, муниципальными, федеральными учреждениями. Со всеми другими организациями оплачивается только взнос по возмещению вреда.

Статья 6. Основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации

1. Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации (пункт в редакции, введенной в действие с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах; *6.1.3)

4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации (пункт в редакции, введенной в действие с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;

Читайте также:  Оплата больничного листа по совместительству менее 2 лет в 2022 году

8) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации (пункт дополнительно включен с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ);

9) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации (пункт дополнительно включен с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ);

10) ведет реестр членов саморегулируемой организации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

(Пункт дополнительно включен с 5 декабря 2013 года Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 113-ФЗ)

2. Саморегулируемая организация наряду с установленными частью 1 настоящей статьи основными функциями вправе осуществлять иные предусмотренные федеральными законами и уставом некоммерческой организации функции (часть в редакции, введенной в действие с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

3. Саморегулируемая организация имеет право (абзац в редакции, введенной в действие с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ, — см. предыдущую редакцию):

1) пункт утратил силу с 25 июля 2008 года — Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ — см. предыдущую редакцию;

2) от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

3) участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

4) вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

5) запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

4. Саморегулируемая организация наряду с определенными частью 3 настоящей статьи правами имеет иные права, если ограничение ее прав не предусмотрено федеральным законом и (или) ее учредительными документами (часть в редакции, введенной в действие с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

5. Саморегулируемая организация обязана осуществлять функции саморегулируемой организации, предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 7-10 части 1 настоящей статьи.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2013 года Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 113-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

6. Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Статья 12. Источники формирования имущества саморегулируемых организаций

1. Источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются:

1) регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы);

2) добровольные имущественные взносы и пожертвования; *12.1.2)

3) средства, полученные от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе (пункт в редакции, введенной в действие с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ, — см. предыдущую редакцию); *12.1.3)

4) средства, полученные от оказания образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации (пункт в редакции, введенной в действие с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ, — см. предыдущую редакцию); *12.1.4)

5) средства, полученные от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации (пункт в редакции, введенной в действие с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

6) доходы, полученные от размещения денежных средств на банковских депозитах;

7) другие не запрещенные законом источники.

2. Федеральными законами могут устанавливаться ограничения источников доходов, получаемых саморегулируемыми организациями.

3. Порядок регулярных и единовременных поступлений от членов саморегулируемой организации определяется внутренними документами саморегулируемой организации, утвержденными общим собранием членов саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или уставом некоммерческой организации (часть дополнена с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

4. Ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности саморегулируемой организации подлежит обязательному аудиту.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *