Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сельхозтехника не всегда освобождена от транспортного налога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
Что будет, если не заплатить транспортный налог
Если начисленный налог не уплачен вовремя, он превращается в налоговую задолженность. На эту сумму начисляется пеня. Порядок расчета пени по налогам закреплен в Налоговом кодексе Штраф. Также налоговая может начислить штраф — 20%. А если докажет, что вы не уплатили или занизили налог умышленно, то начислят 40% от недоимки.
В дальнейшем налоговая пришлет извещение с требованием оплатить. Там будут указаны суммы недоимки, пеня и срок, до которого нужно погасить задолженность взыскание. Если не заплатить налог даже после требования, начнется процедура взыскания. Налоговая обратится в суд за судебным приказом. Это упрощенный порядок взыскания, когда не нужно вызывать налогоплательщика и запрашивать у него документы. Судья единолично рассматривает заявление налоговой и выносит судебный приказ. Он имеет силу исполнительного листа — например, его можно отнести в банк или к приставам, чтобы списать деньги со счета автособственника.
Как подтвердить право на льготу по транспортному налогу?
Чтобы воспользоваться законным правом не платить транспортный налог или уплачивать его в сокращенном объеме, необходимо подать соответствующее заявление ИФНС. При заполнении заявления нужно указать, предоставите ли вы документы, подтверждающие вашу льготную категорию, лично или просто укажете их реквизиты для проверки соответствующими службами.
Если документов на руках нет, то по реквизитам налоговая инспекция самостоятельно направит запрос. Это может занять чуть больше времени.
Подать заявление можно онлайн через сайт налоговой службы. Также можно обратиться в многофункциональный центр. Через Госуслуги подтвердить льготу невозможно, такая функция сервисом не предусмотрена.
Надо проверить документы на технику
Как явствует из Письма Минфина России от 10.12.2013 № 03-05-06-04/54111, отнесение конкретного транспортного средства к такой специальной технике надо подтверждать документально.
Иначе говоря, тип транспортного средства, прописанный в ПТС, должен соответствовать сведениям из одобрения типа транспортного средства (сертификата соответствия).
Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее — Положение). В пункте 28 Положения обозначено, что в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств.
К сведению:
Постановление Госстандарта России № 19 утрачивает силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.04.2020 № 449.
С 01.11.2020 также перестает действовать Постановление Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2019 № 166.
С этой же даты прекращается оформление бумажных ПТС. Это следует из Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».
Соответственно, с 01.11.2020 утрачивает силу и Положение (Приказ МВД России № 135, Минпромторга России № 857, ФТС России № 409 от 18.03.2019).
Минфин обратил внимание: указание какой-либо категории транспортного средства в ПТС (А, В, С, D, прицеп) не говорит о том, каким является транспортное средство, например легковым или грузовым, то есть невозможно так определить принадлежность техники к специальной.
В настоящее время частично эту информацию можно извлечь из строки 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС — в ней отражается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например «легковой», «автобус», «грузовой — самосвал, фургон, цементовоз, кран».
Кроме того, в соответствии с ОН «Отраслевая нормаль «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке 2 «Марка, модель ТС» ПТС проставляется условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): например, 1 — легковой автомобиль, 7 — фургоны, 9 — специальные.
Финансисты заключили: если совокупность обозначенных сведений не говорит о том, что используемая для сельскохозяйственных работ автомашина относится к специальным, то положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на нее не распространяются.
С введением электронных документов доказательства отнесения транспортного средства к специальной технике придется находить по аналогии, кроме того, надо ожидать дополнительных разъяснений чиновников.
О применении унифицированных форм
На практике сельскохозяйственные предприятия зачастую ведут учет произведенной сельхозпродукции по унифицированным формам первичной учетной документации, приведенным в Постановлении Госкомстата России от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья».
Но в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 данного закона.
Иными словами, теперь при учете сельскохозяйственной продукции необязательно применять именно унифицированные формы. В то же время согласно ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы такого учета должны быть определены хозяйствующим субъектом и утверждены его руководителем. За основу можно взять все же унифицированные формы, в которых должны иметь место обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 данного закона, а другие реквизиты включать в них по необходимости.
Во всяком случае, использование унифицированных форм по учету сельскохозяйственной продукции для применения льготы по транспортному налогу обязательным условием не является.
На этом не настаивает сейчас и налоговая.
Налоговым Кодексом (статья 361.1) установлены льготы только для грузовых автомашин массой более 12 т, зарегистрированных в системе «Платон».
Льготы на трактора, комбайны и иную самоходную технику, не принадлежащим сельхозпредприятиям, устанавливаются региональными законами и действуют:
В республике Башкортостан | Льгота предоставляется в размере 50% на все транспортные средства, принадлежащие сельхозпредприятиям, за исключением легковых автомобилей |
В Воронежской области | Льгота предоставляется организациям, ИП и фермерским хозяйствам в размере 100% при условии, что за предшествующий налоговый период выручка от сельскохозяйственной деятельности составила более 70% общего дохода |
В республике Марий Эл | для тракторов, принадлежащих хозяйственным службам, расчет налога производится с учетом понижающего коэффициента в 0,4 |
В Красноярском и Забайкальском крае | освобождение от уплаты налога предоставляется организациям всех форм собственности, включая ИП, при условии, что основным направлением деятельности является традиционное хозяйствование |
В Брянской области | трактора и специальные автомашины, принадлежащие коммунальным службам, освобождаются от оплаты государственного сбора на 100% |
В Архангельской области | От уплаты налога освобождаются лесозаготовительные организации и компании, осуществляющие защиту лесных угодий региона |
В Нижегородской области | от оплаты налога в размере 100% освобождаются лесхозы, лесозаготовительные организации, компании, занимающиеся охраной лесов |
В Оренбургской области | льгота предоставляется компаниям, охраняющим животный и водный мир, а так же занимающимся воспроизводством в целях селекции лошадей |
В Челябинской области | льгота распространяется на трактора, принадлежащие организациям, занимающимся строительством и обслуживанием автомобильных дорог |
Какие льготы предусмотрены в иных регионах Российской Федерации можно узнать, ознакомившись с региональным законом «О транспортном налоге».
Особенности оплаты для юридических лиц
Для юридических лиц (компаний), владеющих такой техникой, предусмотрено ряд особенностей по выплате налога. Так, если одно предприятие владеет сразу несколькими единицами транспорта, расчеты по каждому трактору производятся отдельно, а полученные числа впоследствии суммируются.
При этом выплата налога может производиться двумя путями:
- Авансовыми выплатами по завершении каждого квартала. Такие правила работают во многих регионах страны, к примеру, в Ярославской и Брянской области, а также в Крыму, Дагестане и прочих.
- Одной суммой (по завершении налогового периода). Этот порядок действует в столице РФ и Ингушетии.
Сроки перечисления транспортного налога регулируются местными органами власти, поэтому эти особенности нужно уточнять индивидуально. К примеру, в Самарском и Вологодском регионах владельцы тракторов должны рассчитаться до 1-го марта. Если дело касается авансовых платежей, их необходимо выплатить до последнего числа месяца.
Ставки по налогу в 2021 году
На размер государственного сбора влияет несколько переменных, но в первую очередь мощность транспорта. Также для каждого региона местными властями устанавливается региональный коэффициент, он, как правило, отличается в зависимости от места регистрации транспорта. Так в Москве, Санкт-петербурге эти коэффициенты значительно выше, чем, например, в Воронеже или Волгограде. Ставки по ТН подвержены ежегодному изменению в большую сторону, при этом кардинальные увеличения затрагивают транспортные средства, мощность которых начинается от 100 л.с. и более. В таблице ниже представлены ставки по налогу для некоторых регионов Российской Федерации.
Таблица — Налоговые ставки, применяемые к тракторам в 2021 г. в России
Регион | Мощность трактора в лошадиных силах | ||||
До 100 | 100-150 | 150-200 | 200-250 | Свыше 250 | |
Базовая ставка | 2,5 | 4 | 5 | 6,5 | 8,5 |
Город Москва | 15 | 26 | 38 | 55 | 70 |
Московская область | 20, 25 | 25, 40 | 33, 50 | 45, 65 | 58, 85 |
Белгородская область | 25 | 40 | 50 | 65 | 85 |
Брянская область | 15 | 20 | 40 | 50 | 60 |
Город С.-Петербург | 25 | 40 | 50 | 55 | 45, 65, 85 |
Ленинградская область | 25 | 40 | 50 | 65 | 45, 65, 85 |
Республика Коми | 20 | 30 | 50 | 65 | 85 |
Ставропольский край | 10 | 20 | 25 | 30 | 50 |
Республика Калмыкия | 20 | 27 | 38 | 60 | 71 |
Республика Башкортостан | 25 | 40 | 50 | 65 | 85 |
Челябинская область | 25 | 40 | 50 | 65 | 85 |
Республика Тыва | 16 | 23 | 30 | 45 | 62 |
Хабаровский край | 25 | 40 | 50 | 62 | 67 |
Республика Крым | 12 | 20 | 25 | 30 | 40 |
Согласно региональным законодательным актам РФ, действующим в 2018 г.
Представленные в таблице данные отражают примерную картину в вопросе о налоговых ставках в каждом федеральном округе Российской Федерации, однако и в рамках округа размер ставки может разительно отличаться. Так, Законом города Севастополя № 75-ЗС от 14.11.2014 «О транспортном налоге» установлены ставки, которые в 2 и более раза меньше тех, что установлены для Республики Крым. К тому же размер ставки может отличаться в зависимости от возраста транспортного средства. Так, в Московской области ТН за трактор с мощностью двигателя больше 250 лошадиных сил и возрастом до 5 лет рассчитывается по ставке 58 рублей за лошадиную силу, а если с года выпуска транспорта прошло более 5 лет, то по ставке 85 рублей за лошадиную силу.
Когда нужно платить налог на транспорт?
Согласно ст. 360 НК налоговым периодом по налогу на транспорт признается календарный год, а отчетными — первый, второй и третий квартал. Опять же местные власти сами решают, как часто нужно перечислять налог в их регионе. Где-то платят один раз в год, а в каких-то областях установлены отчетные периоды, и организации перечисляют налог авансовыми платежами на протяжении года по окончании каждого квартала.
Раньше местные власти утверждали даже сроки уплаты, но теперь такого права у них нет. Сроки уплаты транспортного налога в 2022 году установлены на федеральном уровне, закреплены ст. 363 НК и действуют на территории всей страны:
- для авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом;
- для налога по итогам года — не позднее 1 марта следующего года.
Так, если в вашем регионе уплачивать налог нужно авансовыми платежами, то крайние сроки перечисления суммы в 2022 году будут такими:
- за 1 квартал — 4 мая (перенос с 30 апреля);
- за 2 квартал — 1 августа (перенос с 31 июля);
- за 3 квартал — 1 октября;
- за 2022 год — 1 марта 2023 года.
24 Марта 2020
ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года
Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается
ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая
Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ
Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ
18 Марта 2020
Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок
На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!
Считаем транспортный налог сельхозпроизводителей
Кроме того, если у техники нет двигателя внутреннего сгорания, это еще не освобождает ее от обложения транспортным налогом. Достаточно посмотреть определение из статьи 358 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу… зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством.
В подпункте 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ уточнено, что можно считать специальными автомашинами. Это молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, перевозки и внесения минеральных удобрений, машины ветеринарной помощи, технического обслуживания. Однако это далеко не весь перечень. Полный список спецтехники приведен в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359) под кодами 14 3410040 и 15 3410040.
Налогообложение транспортных средств
Нормативным регламентом установлены правила, по которым владельцы транспортных средств обязаны вносить сбор за пользование указанными агрегатами.
Налогоплательщиками транспортного сбора выступают как физические, так и юридические лица, а сами платежи поступают в региональный бюджет, поэтому органы местной власти правомочны самостоятельно определять:
- Размер пошлины (регламент федерального уровня указывает на минимальные и максимальные пределы сбора);
- Основания для предоставления налоговых послаблений.
При издании локальных нормативных актов субъекты руководствуются положениями федеральных законов, основной из которых – Налоговый кодекс. Именно этот правовой акт устанавливает:
- Сроки и порядок внесения транспортного сбора;
- Особый статус, позволяющий гражданам не платить ТН;
- Классификации ТС, на основании которых осуществляется расчет налога.
- Освободиться от транспортного сбора позволено лишь сельским жителям, имеющим спецтехнику сельхозназначения, которая используется для производства соответствующей продукции;
- К числу лиц, наделенных правом на преференцию, относятся как с/х организации, так и физические лица, занимающиеся ведением ЛПХ;
- Лица, получающие 70% от суммарной выручки благодаря реализации произведенной сельхозпродукции, могут быть полностью освобождены от ТН вне зависимости от того, категорией какого транспорта они владеют. Указанное послабление действует в следующих областях:
- Нижегородская;
- Оренбургская;
- Новгородская;
- Красноярский край.
На какие доходы распространяется нулевая ставка
Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельхозпроизводителей ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 0% только в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции. В отношении деятельности, не связанной с сельхозпроизводством, применяется общая ставка 20%.
Заметим, что, в отличие от образовательных или медицинских организаций, у сельскохозяйственных производителей нет права выбора, какую ставку – общеустановленную (20%) или специальную (0%) – применять при исчислении налога с прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности. Эта прибыль должна облагаться только по ставке 0%.
В отношении же доходов по иным видам деятельности сельскохозяйственные производители применяют налоговые ставки, установленные статьей 284 НК РФ. При этом они должны вести раздельный учет доходов и расходов (п. 2 ст. 274 НК РФ).
Следует обратить на то, что в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ говорится не просто о реализации сельскохозяйственной продукции, а о деятельности, связанной с такой реализацией. Поэтому это могут быть любого рода доходы, даже внереализационные, если они напрямую связаны с основной сельскохозяйственной деятельностью. Тогда к ним может быть применена ставка 0 процентов на основании пункта 2 статьи 274 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик при этом должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся (п. 1 ст. 248 НК РФ):
- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
- внереализационные доходы.
Следовательно, порядок определения налогоплательщиком налоговой базы по прибыли, облагаемой не по ставке 20 процентов, распространяется на все группы доходов, включая внереализационные.
Исходя из этого, такие расходы, к примеру, как возмещение ущерба, понесенного в результате падежа животных из-за некачественного корма, может рассматриваться в качестве внереализационных доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной этими организациями собственной сельскохозяйственной продукции. А значит, в отношении указанных доходов можно применять ставку налога на прибыль 0 процентов. На это обратил внимание Минфин России в письме от 12 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/7737.
Этот вывод может распространяться и на другие подобные доходы, получаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в процессе своей деятельности.
Установлены новые налоговые льготы для сельхозпроизводителей
Федеральный закон от 2 октября 2012 г. № 161-ФЗ установил ряд налоговых льгот для сельхозпредприятий. Рассмотрим нововведения подробно.
Нулевая ставка по налогу на прибыль сохранена
С 2013 года планировалась отмена нулевой ставки для сельхозтоваропроизводителей (ст. 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ). Однако Закон № 161-ФЗ изменил ситуацию. Теперь ставка по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков прописана непосредственно в Налоговом кодексе РФ. Она указана в пункте 1.3 статьи 284 Налогового кодекса РФ и по-прежнему составляет 0 процентов.
Срок действия льготы законодатель не ограничил (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-03-06/1/522). А применяться она будет на прежних условиях.
То есть нулевая ставка предназначена для организаций, которые отвечают критериям, предусмотренным пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ. Причем лишь по деятельности, связанной с реализацией произведенной (произведенной и переработанной) собственной сельхозпродукции.
Снижена ставка НДС для племенного животноводства
С 1 января 2013 года реализация племенных животных, эмбрионов облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов. Основание – подпункт 5 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
Пониженная ставка применяется в отношении крупного рогатого скота, свиней, коз, овец, лошадей, а также племенного яйца любой сельскохозяйственной птицы.
Правда, данная льгота вводится на ограниченный срок – по 31 декабря 2017 года включительно. Об этом сказано в пункте 3 статьи 3 Закона № 161-ФЗ.
Напомним, что реализация данной продукции проходит в рамках Федерального закона от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (далее – Закон № 123-ФЗ). Так, из статьи 2 следует, что племенная продукция (материал) сопровождается племенным свидетельством. Это документ, подтверждающий происхождение, продуктивность и иные качества племенного животного, а также происхождение и качество семени или эмбриона. Следовательно, продажа животных, их семени и эмбрионов, включая яйцо, без племенных свидетельств облагается налогом на добавленную стоимость по общеустановленной ставке.
Более того, племенная продукция относится к ограниченно оборотоспособным объектам (п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса РФ). Статья 8 Закона № 123-ФЗ устанавливает следующие ограничения на ее оборот:
1) племенная продукция может принадлежать лишь гражданам и юридическим лицам, осуществляющим разведение и использование племенных животных;
2) реализация племенной продукции возможна только гражданам и юридическим лицам, осуществляющим сельскохозяйственное производство;
3) отчуждение или иной переход прав собственности на племенную продукцию разрешаются при наличии племенного свидетельства.
Из взаимосвязи первых двух ограничений следует, что сделки с племенной продукцией могут заключаться только между организациями (предпринимателями) по племенному животноводству (ст. 29 и 30 Закона № 123-ФЗ).
Соответствующий статус удостоверяет специальный документ – уведомление Минсельхоза России об отнесении к определенному виду организации по племенному животноводству (подп. 1 п. 11, п. 43.5 Административного регламента, утвержденного приказом Минсельхоза России от 17 ноября 2011 г. № 430).
Следовательно, в целях применения ставки 10 процентов покупатель обязан предъявить свое уведомление продавцу. На практике к договору купли-продажи племенной продукции прилагаются копии уведомлений обеих сторон.
Сделка с племенной продукцией, которая не соответствует требованиям Закона № 123-ФЗ, ничтожна (п. 1 ст. 166, п. 1 и 2 ст. 167, ст. 168 Гражданского кодекса РФ). Поэтому она не влечет за собой реализации (п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ). А значит, не порождает объекта обложения налогом на добавленную стоимость (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).
В связи с введением пониженной ставки обратите внимание на ценообразование.
Закон № 123-ФЗ допускает реализацию семени и эмбрионов племенных животных (ст. 23 и 24), а также предусматривает выполнение работ по искусственному осеменению и трансплантации эмбрионов (ст. 36).
Такие работы облагаются налогом на добавленную стоимость по общеустановленной ставке. И если сделка предполагает не просто передачу племенного материала, а его использование продавцом при выполнении работ для покупателя, то в договоре необходимо указывать раздельные цены.
В противном случае у продавца отсутствует раздельный учет (п. 1 и 7 ст. 166 Налогового кодекса РФ).
Бюджетная помощь фермерам не облагается НДФЛ
В 2012 году стартовала государственная программа по поддержке начинающих фермеров, утвержденная приказом Минсельхоза России от 6 марта 2012 г. № 172. В соответствии с ней главам крестьянских (фермерских) хозяйств из бюджета регионов предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе:
– единовременная помощь на бытовое обустройство;
– гранты на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств;
– гранты на развитие семейной животноводческой фермы;
– субсидирование процентной ставки по привлеченным инвестиционным и краткосрочным кредитам или займам.
Кроме того, главы крестьянских (фермерских) хозяйств могут получать субсидии на возмещение части затрат хозяйства при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (постановление Правительства РФ от 31 октября 2011 г. № 874).
Между тем глава КФХ считается индивидуальным предпринимателем. Без сомнения, при по��учении грантов и субсидий на возмещение у него появляется экономическая выгода. А значит, она должна учитываться в его доходах (абз. 4 п. 2 ст. 11, ст. 41 Налогового кодекса РФ) в рамках той системы налогообложения, которую он применяет. Этот подход отражен в письме Минфина России от 2 августа 2011 г. № 03-11-11/203. Правда, для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения или уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, законодатель установил особые правила признания доходов в форме субсидий (письмо ФНС России от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835@).
Однако для общей системы налогообложения подобных норм до настоящего времени не существовало. Закон № 161‑ФЗ устранил этот пробел. Теперь все вышеперечисленные виды финансовой помощи фермерам не облагаются налогом на доходы физических лиц. Основание – пункты 14.1, 14.2 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
Данная льгота в части грантов и субсидий получила обратную силу, то есть распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу Закона № 161-ФЗ. Она применяется к суммам, полученным главами КФХ начиная с 1 января 2012 года (п. 2 ст. 3 Закона № 161‑ФЗ).
Внимание: гранты, полученные начинающими фермерами на спецрежимах, отражаются в налоговом учете. Такой вывод позволяет сделать письмо Минфина России от 28 февраля 2012 г. № 03-11-11/59.
А вот единовременная помощь на бытовое обустройство не облагается налогом на доходы физических лиц лишь с 1 января 2013 года. Помощь, полученная фермером в текущем году, от НДФЛ не освобождается.
В то же время неясно, можно ли учитывать в составе профессиональных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц стоимость товаров, работ или услуг, приобретенных за счет указанных субсидий и грантов (п. 1 ст. 221 Налогового кодекса РФ). Прямого запрета на это налоговое законодательство не содержит.
Дело в том, что государственная помощь фермерам к средствам целевого финансирования не относится (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). А значит, оснований для применения пункта 17 статьи 270 Налогового кодекса РФ не имеется.
Как видно, применение новой льготы по НДФЛ вызывает ряд вопросов, по которым можно ждать официальных разъяснений.
В завершение — о законодательной инициативе
В конце ноября 2010 г. принят Федеральный закон N 307-ФЗ , уменьшающий ставки по транспортному налогу в два раза до первоначального уровня 2009 г. По грузовым автомобилям ставки снижаются до 2,5 руб. (до 100 л. с.), 4 руб. (от 100 до 150 л. с.), 5 руб. (от 150 до 200 л. с.), 6,5 руб. (от 200 до 250 л. с.) и 8,5 руб. (свыше 250 л. с.). Для других самоходных средств ставка снижается до 2,5 руб. (вне зависимости от мощности двигателя самоходных ТС). Поправки вступают в силу с начала нового налогового периода — с 1 января 2011 г. Однако одновременно вступают в силу поправки Федерального закона N 306-ФЗ , направленные в том числе на увеличение налогового бремени нефтегазового сектора экономики. Очевидно, это тоже затронет бюджет владельцев спецтехники, которым не обойтись без ГСМ. Увеличится или уменьшится нагрузка на управляющие компании (ТСЖ и ЖСК), имеющие в своем арсенале специальные и специализированные автомобили, сразу сказать нельзя. Сделать какие-то выводы на этот счет можно будет по итогам 2011 г., сопоставив расходы на топливо и уплату транспортного налога.
Федеральный закон от 27.11.2010 N 307-ФЗ «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации».
Новый «налог на огород» для физических лиц – чего ждать
«Я живу в Санкт-Петербурге, а огород у меня в Ленинградской области. Скрывать не буду, урожай хороший. Время от времени мы продаем фрукты, овощи и цветы скупщикам на фермерском рынке в Девяткино. До сих пор я считала, что это абсолютно законно. Если нам придется платить налог на выращивание в огороде овощей и фруктов, то эта деятельность просто потеряет смысл. Мы, старики и старухи, потеряем хоть и небольшую, но какую-никакую прибавку к пенсии. Неужели это правда?» – спрашивает Ирина Владимировна.
Начнем с того, что законопроект в случае принятия вступит в силу не раньше, чем через месяц после официальной публикации. И не раньше 1-го числа налогового периода по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения. Уже это означает, что никакой налог на огород в 2020 году действовать не начнет. Ориентироваться надо на 2020 год.
Рекомендуем ознакомиться: Как Не Платить Транспортный Налог Законно В 2020