Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ. Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы исчислить необходимую сумму в зависимости от обстоятельств, удобнее всего воспользоваться специальным калькулятором, который находится на сайте нужного арбитражного суда. Налоговым кодексом РФ в ст. 333.19 определена пошлина на апелляцию в Верховный Суд, пункт определен как подача надзорной жалобы — 6000 руб. Если в иске одновременно содержатся как требования имущественного характера, так и неимущественного, необходимо исчислить и уплатить одновременно сумму сбора, установленную как для одних, так и для других требований.
Комментарии к ст. 333.21 НК РФ
При применении статьи 333.21 НК РФ следует отметить, что установленные ею размеры государственной пошлины по делам, которые рассматривают арбитражные суды, Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ с 30.01.2010 увеличены в среднем в два раза.
Не изменился размер госпошлины, уплачиваемой при подаче заявления в арбитражный суд о признании нормативного правового акта недействующим, ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными.
Уплата государственной пошлины при обжаловании определения о приостановлении производства по делу статьей 333.21 НК РФ не предусмотрена. Также указанной статьей не предусмотрена оплата государственной пошлины за рассмотрение ходатайства о приостановлении исполнения судебных актов.
Необходимо учитывать положения информационных писем Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» и от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».
Статья 333.18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины
1. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки:
1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы;
2) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 настоящего Кодекса, — в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;
3) при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариальных действий;
4) при обращении за выдачей документов (их дубликатов) — до выдачи документов (их дубликатов);
5) при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля;
5.1) при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов — не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;
5.2) при обращении за совершением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 21 — 33 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, — до подачи заявлений на совершение юридически значимых действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению;
6) при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 — 5.2 настоящего пункта, — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
2. Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой.
В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 настоящего Кодекса.
Государственная пошлина не уплачивается плательщиком в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия.
3. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.
4. Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены настоящей главой соответственно для организаций и физических лиц.
5. Перечень и формы документов, необходимых для совершения юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, а также порядок их представления устанавливаются федеральными законами.
Статья 333.20. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям
1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
1) при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
2) цена иска, по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом, а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;
3) при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:
если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом — в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;
если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество — в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;
4) при предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 настоящего Кодекса;
5) при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;
6) в случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;
7) при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, государственная пошлина не уплачивается;
8) в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований;
9) при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса;
10) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;
11) при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;
12) при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;
13) при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины;
14) утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ.
2. Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
3. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.36 настоящего Кодекса.
Что такое госпошлина в арбитражный суд?
При обращении физических и юридических лиц за государственными услугами нужно уплачивать государственную пошлину – обязательный платеж, который действует на всей территории РФ. Госпошлину в арбитражный суд уплачивают при подаче исковых заявлений имущественного и неимущественного характера, апелляционных и кассационных жалоб, других обращений.
Этот платеж, уплачиваемый заявителем, попадает в доход федерального бюджета РФ. Регулятивная функция госпошлины определяет спрос на государственные услуги, к примеру, размер пошлины в некоторых арбитражных процессах достаточно высок. Так, заявитель должен оценить целесообразность подачи заявления, его экономический смысл, ведь помимо пошлины возникают и другие судебные издержки. Непредоставление документа об уплате пошлины в арбитражный суд является основанием оставления искового заявления без движения (ст. 126, 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В соответствии с указанной статьей Налогового кодекса РФ, госпошлина в арбитражный суд 2020 год составляет:
- За подачу искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, в зависимости от цены иска:
Цена иска (в рублях) |
Размер государственной пошлины в арбитражный суд |
до 100 000 |
4 % цены иска, но не менее 2000 |
от 100 001 до 200 000 |
4000 + 3 % суммы, превышающей 100 000 |
от 200 001 до 1 000 000 |
7000 + 2 % суммы, превышающей 200 000 |
от 1 000 001 до 2 000 000 |
23 000 + 1 % суммы, превышающей 1 000 000 |
свыше 2 000 000 |
33 000 + 0,5 % суммы, превышающей 2 000 000, но не более 200 000 |
Особенности уплаты государственной пошлины:
Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды определяет ст. ЗЗЗ.20 НК РФ. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
1) при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
2) цена иска, по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом, а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;
3) при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:
если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом — как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке;
если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество — как при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера;
4) при предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается;
5) при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;
6) в случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;
7) при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, государственная пошлина не уплачивается;
8) в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований;
9) при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;
10) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;
11) при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;
12) при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;
13) при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины;
14) утратил силу
Суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.
В соответствии с указанной статьей Налогового кодекса РФ, госпошлина в арбитражный суд 2022 года составляет:
- За подачу искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, в зависимости от цены иска:
Цена иска (в рублях) |
Размер государственной пошлины в арбитражный суд |
---|---|
до 100 000 |
4 % цены иска, но не менее 2000 |
от 100 001 до 200 000 |
4000 + 3 % суммы, превышающей 100 000 |
от 200 001 до 1 000 000 |
7000 + 2 % суммы, превышающей 200 000 |
от 1 000 001 до 2 000 000 |
23 000 + 1 % суммы, превышающей 1 000 000 |
свыше 2 000 000 |
33 000 + 0,5 % суммы, превышающей 2 000 000, но не более 200 000 |
Расчет госпошлины для арбитражных судов
Судиться в арбитраже дороже, чем в судах общей юрисдикции. Здесь рассматриваются экономические споры. Участники разбирательств: организации, индивидуальные предприниматели, государство.
Размер государственной пошлины зависит от требования, указанного в заявлении. При имущественном иске она рассчитывается следующим образом:
- 4%, но не менее двух тысяч рублей — при сумме иска до ста тысяч рублей;
- 3% — свыше ста тысяч + 4000 руб.(до 200 тыс. руб.);
- 2% — свыше 200 тыс. руб. + 7000 руб. (до 1 млн. руб.);
- 1% — свыше 1 млн. руб. + 23 тыс. руб. (до 2 млн. руб.);
- 0,5% — свыше 2 млн. руб. + 33 тыс. руб., но не более 200 тыс. рублей.
Таким образом, сумма налогового сбора колеблется от 2 до 200 тысяч российских денег. Цена иска для оплаты госпошлины рассчитывается так же, как и по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Законодатель установил сбор и по делам, не подлежащим оценке. Так, при спорах, затрагивающих договор (заключение, изменение, расторжение), а также при признании сделки недействительной в казну придется заплатить 6000 рублей. При оспаривании государственных актов в сфере интеллектуальной собственности или патентных прав — 300 рублей для ИП, 2 тысячи для предприятий.
Если вы не согласны с решением государственного органа или с действием должностного лица, то физ. лицу это будет стоить 300 рублей, юр. лицу 3 тысячи рублей. Например, к вам в организацию приехал пристав и арестовал всю технику. Однако об исполнительном производстве вы не знали, постановление о возбуждении не получали. Таким образом, действия пристава незаконны, и вы можете их обжаловать через судебный орган, оплатив при этом государственный сбор в размере 3 тысяч рублей.
Уплата госпошлины по заявлению о принятии обеспечительных мер по АПК РФ
Всегда подавал заявление о принятии обеспечительных мер, руководствуясь ч. 4 ст. 90 и ч.ч. 5, 6 ст. 92 АПК РФ госпошлину не платил, заявления рассматривались (АСГМ, АС Самарской, Пермского, Удмуртии)…
В апреле текущего года в АС Краснодарского края подал заявление о принятии обеспечительных мер (не предварительные и не третейский суд).
Судья определением затребовала госпошлину.
Порыл практику: все ФАСы и ВАС согласны, что пошлина платится.
Как так, может у кого есть правильная практика (что госпошлина не платится)???
Совестить меня тем, что сумма 2 т.р. не большая меня не надо, вопрос в применении права и приостановке рассмотрения заявления, а время — деньги.
Дабы не плодить вопросов, сразу поясню:
Согласно ч. 6 ст. 92 АПК РФ «к заявлению об обеспечении иска, если оно в соответствии с АПК РФ оплачивается государственной пошлиной, прилагается документ, подтверждающий ее уплату». Из указанной нормы следует, что государственная пошлина уплачивается только в том случае, если это прямо предусмотрено соответствующей нормой АПК РФ.
АПК РФ в ч. 4 ст. 90 АПК РФ предусмотрено только два случая, когда заявление об обеспечении иска оплачивается государственной пошлиной: «заявление о принятии обеспечительных мер, подаваемое в арбитражный суд лицами, указанными в части 3 настоящей статьи и статье 99 настоящего Кодекса, оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда»:
· согласно ч. 3 ст. 90 АПК РФ: «по основаниям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и по правилам настоящей главы обеспечительные меры могут быть приняты арбитражным судом по заявлению стороны третейского разбирательства по месту нахождения третейского суда, либо по месту нахождения или месту жительства должника, либо месту нахождения имущества должника».
Комментарии к ст. 333.21 НК РФ
При применении статьи 333.21 НК РФ следует отметить, что установленные ею размеры государственной пошлины по делам, которые рассматривают арбитражные суды, Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ с 30.01.2010 увеличены в среднем в два раза.
Не изменился размер госпошлины, уплачиваемой при подаче заявления в арбитражный суд о признании нормативного правового акта недействующим, ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными.
Уплата государственной пошлины при обжаловании определения о приостановлении производства по делу статьей 333.21 НК РФ не предусмотрена. Также указанной статьей не предусмотрена оплата государственной пошлины за рассмотрение ходатайства о приостановлении исполнения судебных актов.
Бесплатная юридическая консультация:
Необходимо учитывать положения информационных писем Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» и от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА ПРИ ОБРАЩЕНИИ В СУД
Налоговый кодекс РФ (часть вторая), Глава 25.3 Государственная пошлина
(текст по состоянию на 22.01.2018 г.)
Раздел «Государственная пошлина» содержит следующие страницы:
Размеры госпошлины в суд общей юрисдикции и в мировой суд
Размеры госпошлины при обращении в арбитражный суд
Льготы по уплате госпошлины в суд, мировой суд, арбитражный суд
Возврат и зачет государственной пошлины
Государственная пошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество
Государственная пошлина за совершение нотариальных действий
Льготы по уплате госпошлины при совершении нотариальных действий
Госпошлина в ЗАГС за регистрацию актов гражданского состояния
Госпошлина в ГИБДД за регистрацию транспортных средств
Госпошлина за регистрацию юридических лиц и предпринимателей
Госпошлина за выдачу документов и разрешений (паспорт, гражданство, визы, въезд, выезд из России, разрешение на работу и т.д.)
Государственная пошлина — это сбор, взимаемый с физических и юридических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением юридически значимых действий, в частности при обращении указанных лиц в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям.
От характера искового заявления зависит, что вводить в калькулятор пошлины (арбитражный суд) и как рассчитывать сумму. Законодательно определены два вида исковых заявлений: имущественный и неимущественный.
Неимущественный тип заявления — это вид иска, в котором истец не имеет материальных и финансовых претензий к ответчику. Например, суть искового заявления заключается в просьбе расторгнуть договор либо признать какое-либо решение ничтожным, недействительным.
Имущественный иск — это обращение по поводу решения финансовых, материальных и имущественных разногласий между экономическими субъектами. Например, истец требует взыскать с ответчика конкретную сумму за нарушение условий договора либо признать имущественные права на какой-либо актив.
В зависимости от типа иска в судебную инстанцию происходит расчет госпошлины в суд при подаче искового заявления в 2020 году, и определяется цена искового заявления.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли выступают земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Земельный налог с 1 января 2005 г. устанавливается НК (разд. 9 «Местные налоги» гл. 31 «Земельный налог») и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
– земельные участки, изъятые из оборота;
– некоторые земельные участки, ограниченные в обороте (их перечень содержит п. 2, 3, 5 ст. 389 НК);
– земельные участки из состава земель лесного фонда.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Налог на имущество организаций с 1 января 2004 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 30 «Налог на имущество организаций») и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 30 НК, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.
При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Налогоплательщиками налога признаются:
– российские организации;
– иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
Объекты налогообложения определены НК в зависимости от типа налогоплательщика (табл. 16.3).