Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стаж государственной службы и выслуга лет.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Одним из дополнительных отпусков является ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет. Он исчисляется из расчета 1 календарный день за 1 год гражданской службы. Однако общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы ведущих, старших и младших групп, — 40 календарных дней (см. таблицу 4).
Госслужащие приобретают следующие льготы:
- пенсионные: выплата при выходе на пенсию от 5 до 20 окладов при выслуге от 15 до 20 лет;
- жилищные субсидии;
- соцпривилегии: возможность при болезнии сохранить свой заработок, скидки в ЖКХ, получение мест в садик без очереди и т. д.;
- медицинские: санатории, выбор мест прохождения лечения и врачей, дополнительное мед. обеспечение;
- надбавки к ЗП при выслуге лет.
Пример, как длительность трудовой деятельности влияет на льготы, приведен в таблице расчета продолжительности отпуска.
Количество лет, проработанных служащим | 1-5 | 5-10 | 10-15 | Более 15 |
Дополнительные дни к отпуску | 1 | 5 | 7 | 10 |
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет
Таблица 4
Группы должностей |
|||||
Высшие |
Главные |
Ведущие |
Старшие |
Младшие |
|
Ежегодный основной |
35 |
35 |
30 |
30 |
30 |
Общая |
45 |
45 |
40 |
40 |
40 |
Условия получения пенсии госслужащим
Условия получения пенсии госслужащим регламентируются на законодательном уровне. Согласно ст. 7 ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в РФ” право на обеспечение за выслугу лет возникает при:
- наличии необходимого стажа;
- увольнении со службы по соглашению сторон или при истечении срока контракта;
- расчете стажа 25 лет и увольнения на основании завершения договора до наступления пенсионного возраста;
- установлении медицинских показаний о невозможности продолжать служить. Заранее ознакомьтесь с тем, как получить группу инвалидности.
Для установления категории “госслужащий” необходимо соблюдение следующих факторов:
- осуществление деятельности на посту федеральной или муниципальной службы;
- соответствие занимаемой должности;
- получение заработной платы из средств бюджета;
- обладание распорядительными и управленческими функциями.
⏳ Выход на пенсию для госслужащих
Начнем с того, что у госслужащих повышение пенсионного возраста началось с 2017 года. Как и у всех остальных граждан оно происходит поэтапно. В конечном итоге мужчины будут выходить на пенсию в 65, а женщины — в 63 года.
Ниже приведены основные условия для назначения пенсии гражданским госслужащим.
Выход на пенсию | Возраст | ИПК | Минимальный стаж | |
Женщины | Мужчины | |||
2020 второе полугодие | 56,5 | 61,5 | 18,6 | 11 |
2021 первое полугодие | 56,5 | 61,5 | 21 | 12 |
2022 | 57 | 62 | 23,4 | 13 |
2024 | 58 | 63 | 28,2 | 15 |
2026 | 59 | 64 | 30 | 15 |
2028 | 60 | 65 | 30 | 15 |
2030 | 61 | 65 | 30 | 15 |
2032 | 62 | 65 | 30 | 15 |
2034 | 63 | 65 | 30 | 15 |
Какие периоды работы госслужащего учитываются?
Указом Президента №1574 введен в силу перечень должностей, относящихся к госслужбе. Период, в течение которого государственный работник занимал одну из указанных в перечне должностей, идет в суммарный стаж служащего. В этот документ внесены различные должности:
- Федеральные;
- Муниципальные;
- Региональные;
- Военные;
- Правоохранительные;
- Иные.
По решению руководства госоргана в стаж сотрудника вносится работа на должностях, которые не входят в перечень. Количество времени, затраченное служащим на приобретение нужных для выполнения служебных обязанностей навыков и знаний, также засчитывается в служебный срок. Годы работы в системе госуправления СССР идут в зачет общего стажа служащего.
В продолжительность госслужбы не могут быть занесены периоды работы:
- в роли персонала, занимающегося техобеспечением госучреждений;
- в организационном отделе стройотряда;
- в качестве сотрудника парткома на предприятиях;
- на должности председателя колхоза;
- в кооперативах;
- частным предпринимателем;
- в роли подрядчика;
- в качестве наемного сотрудника у частных лиц;
- в коммерческих организациях.
В трудовой стаж госслужащего также заносятся некоторые виды деятельности, не отраженные в перечне. К таковым относятся следующие периоды работы:
- в ликвидированных госучреждениях, переданных по закону федеральным госслужбам.
- в госаппаратах, переформированных в федеральные органы управления;
- в системе управления СССР;
- в госкорпорациях и ассоциациях, созданных по указу Совета Министров СССР.
Перечисленные выше виды деятельности заносятся в стаж служащего по решению руководства госучреждения. Если по каким-то причинам этого сделать не получается, следует обратиться в Минсоцразвития РФ. Он уполномочен решать вопросы начисления стажа госслужащим.
Кто относится к федеральным государственным гражданским служащим?
Для начала давайте рассмотрим, кого принято считать государственными работниками и какие именно профессии можно отнести в их список. Под федеральными государственными гражданскими служащими подразумеваются те работники федеральных государственных гражданских учреждений, которые в то же время получают денежные выплаты в связи с выполнением поручаемых обязанностей и занимаемых должностей.
Другими словами, это те граждане, которые занимают обычные государственные должности, и работающие исключительно на официальных позициях.
К таким служащим можно отнести следующих граждан:
- Сотрудники силовых структур, к примеру, таких как полицейские.
- Военнослужащие, а также те подразделения, которые напрямую относятся к ним.
- Работники пожарной и налоговой службы, а также организации, в чьи обязанности входит поддержание закона и порядка в стране.
- Сотрудники разнообразных региональных учреждений, в чьи обязанности напрямую входит оказание помощи и поддержки местного населения.
Таким родам граждан также принято большое количество представленных льгот. Все они напрямую связаны с тем, что при выходе на пенсию им положен целый список дополнительных привилегий. Получение данных привилегий также связаны с выполнением добросовестной и качественной работы и несением службы на занимаемых должностях.
Выход госслужащего на пенсию: выходное пособие, компенсации, выплаты
Увольнение госслужащего в связи с выходом на пенсию возможно на основании достижения работником общеустановленного пенсионного возраста, либо в связи с приобретением госслужащим права на пенсию по выслуге.
В каждом из вышеперечисленных случаев основанием для увольнения является заявление работника, оформленное на имя представителя нанимателя в установленном порядке.
Если на момент оформления заявления сотрудник приобрел право на пенсию, то наниматель обязан уволить его по дате, указанной в заявлении. Требовать от госслужащего-пенсионера 2-недельной отработки перед увольнением наниматель не вправе.
При увольнении в связи с выходом на пенсию госслужащему выплачивается зарплата и компенсация неиспользованного отпуска. Выплата выходного пособия госслужащему при выходе на пенсию возможна при условии, что данный вид выплат утвержден локальными нормативными актами, регулирующими порядок оплаты труда в госоргане.
Формула для расчета пенсии за выслугу лет (ст.13а Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1)
с 01.01.2014 г. произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента» Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 60,05%
с 01.10.2013 г.произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 и подпунктом «г» пункта 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 604.Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 58,05%
с 01.04.2013 г. произведен перерасчет надбавок к пенсиям, повышений пенсий и пенсий, рассчитанных из РРП, в связи с ежегодной индексацией размера социальной пенсии (Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 №281)[31]. Размер социальной пенсии с 01 апреля 2013 года составляет 3 692 руб. 35 коп.
с 01.01.2013 г. произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента». Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 56%.
Таким образом, в декабре прошлого года все пенсионеры МВД России получили предварительно пересчитанную январскую пенсию, а в феврале-марте 2014 года пенсии будут выплачиваться исходя из новых размеров окладов по должностям, которые сотрудники (военнослужащие) МВД России занимали на день увольнения со службы (при оформлении пенсии).
Заключение
В настоящее время многие развитые страны сталкиваются с проблемами пенсионного обеспечения своих граждан. Низкие размеры пенсий, увеличение пенсионной нагрузки на работающее население, неустойчивость пенсионных систем, отсутствие достаточного обеспечения финансовыми средствами — все это говорит о необходимости серьезного реформирования систем пенсионного обеспечения в этих государствах.
Схожие проблемы существуют и в России, а направления дальнейшего совершенствования российской пенсионной системы являются предметом оживленных дискуссий. Это связано с тем, что «проблема выбора пенсионной системы для страны относится к стратегическим, базисным вопросам жизнедеятельности нескольких поколений, а поэтому требует применения подходов и методов, более сложных по характеру, чем те, которые применяются для решения текущих проблем».
Эти вопросы актуальны и для системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в правоохранительных органах, в частности для пенсионеров полиции, в связи с тем, что органы внутренних дел Российской Федерации являются частью общественного сектора и в отношении пенсионеров правоохранительных органов государство имеет такие же обязательства, как и для общегражданских пенсионеров. Особое значение эти вопросы имеют в контексте глубокой модернизации МВД России, создания нового правоохранительного института — полиции и формирования новой законодательной базы о функционировании этого института.
На протяжении многих лет пенсионеры системы МВД России в социально-экономическом и правовом отношении относились к категории граждан, надежно защищенных со стороны государства. Считалось, что уровень пенсий бывших сотрудников правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, гораздо выше, чем гражданского населения, а система их пенсионного обеспечения является привилегированной.
Действительно, сотрудники правоохранительных органов выходят на пенсию гораздо раньше, чем большинство других категорий работников; длительное время размеры их пенсий в значительной степени превышали размеры общегражданских пенсий; индексация пенсий проводится регулярно одновременно с повышением денежного довольствия действующих сотрудников. Тем не менее с начала 2000-х гг. наблюдается тенденция снижения уровня жизни пенсионеров МВД России: соотношение средних размеров военных пенсий и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по стране уменьшается; темпы роста военных пенсий отстают от темпов роста общегражданских пенсий; сокращается доля пенсионнообразующих компонентов в денежном довольствии основных категорий сотрудников ОВД и, соответственно, снижается соотношение средних размеров всех видов военных пенсий с величиной полного денежного довольствия сотрудников. Это объясняет необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел.
Для пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов свойственна более тесная взаимосвязь с прошлой трудовой деятельностью (это проявляется как в традиционных элементах, связывающих пенсионное обеспечение и прошлую службу сотрудников — в денежном довольствии, в выслуге лет, так и нетипичных для пенсионного обеспечения в целом — в причинах инвалидности, в основаниях увольнения, в обязательном наличии специальных званий, в ограничении возраста пребывания на службе и др.).
Пенсионное обеспечение наряду с другими мерами социальной защиты компенсирует ограничения, объективно обусловленные характером деятельности правоохранительных органов, реализует социальные ожидания сотрудника правоохранительного органа, нейтрализует факторы, препятствующие эффективной служебной деятельности сотрудников. Отсутствие цельного правового регулирования пенсионного обеспечения сотрудников, вызванное появлением новых правоохранительных структур, деятельность и статус которых регулируется отдельными нормативными правовыми актами, принятыми до вступления в силу Конституции РФ, которое осуществляется на фоне реформирования государственной службы в целом и правоохранительных министерств и ведомств, в частности.
Расчет пенсии за выслугу лет
При установлении размера пенсии учитываются лишь те выплаты за последний год, что россиянин получал на госслужбе.
Если пенсионер предыдущие 12 месяцев был трудоустроен в другой организации, не относящейся к государственным, полученные им в качестве зарплаты деньги не будут включены в расчет.
Средняя зарплата за 12 месяцев подсчитывается посредством суммирования всех денег, которые человек получил за год.
После этого сумма делится на 12. В расчет включаются:
- ежемесячно получаемый оклад;
- ежемесячно получаемая доплата;
- материальные поощрения;
- ежемесячно/единоразово предоставляемые премиальные выплаты.
В подсчете игнорируются периоды, когда гражданин:
- находится в неоплачиваемом отпуске;
- находился в декрете;
- был временно нетрудоспособен.
Размер полученного при подсчете среднего заработка за 12 месяцев не должен быть больше 2.8 оклада, который установлен для определенной должности.
Также на величину пенсионного обеспечения влияет стаж, наработанный россиянином. По нему рассчитывается процент от среднемесячного заработка, который станет предоставляться россиянину в виде пенсионных выплат. За 15 лет стажа гражданин получает 45 процентов среднемесячного заработка. За каждый дополнительный год прибавляется еще 3 процента.
Как исчисляется стаж государственной гражданской службы?
Указом Президента РФ утверждены должности, период работы на которых засчитывается в стаж государственной гражданской службы. Это довольно внушительный список, состоящий из 20 пунктов. Если обобщить, то получится, что в стаже государственной гражданской службы учитываются сроки занятости на государственных (к примеру, Президент РФ) и муниципальных должностях (депутат региональной думы от района), на должностях гражданской службы (например, премьер-министр республики в составе РФ), военных должностях и должностях в правоохранительных органах, а также на некоторых других (органов налоговой полиции, таможни, уголовно-исполнительной системы и т. д.).
Правила расчета стажа госслужбы, утвержденные Указом Президента РФ, разъясняют, что при исчислении стажа государственной гражданской службы госслужащего суммируются все периоды работы на должностях, перечень которых определен законодательно и замещение которых засчитывается в стаж государственной гражданской службы.
Документально подтвердить стаж государственной гражданской службы можно записями в трудовой книжке, в некоторых случаях – военным билетом. Если данные в трудовой книжке ошибочны или отсутствуют, то доказательством будет справка из архива, содержащая сведения о периодах гражданской службы. Расчет ведется в календарных месяцах и годах, при этом каждые 30 дней переводятся в 1 календарный месяц, а каждые 12 месяцев в 1 календарный год.
Пример
Гражданин проработал в правоохранительных органах на должности, включенной в Перечень, 6 лет 4 месяца и 21 день. Затем он 8 лет 7 месяцев и 9 дней работал в прокуратуре – также на должности, включенной в Перечень. Путем математического сложения получим общий стаж гражданина на государственной службе — 15 лет.
Исчисление стажа государственной службы
Итак, исходя из норм закона, периоды, прямо указанные в законе 79-ФЗ, а также указанные в соответствующих Указах президента, автоматически идут в расчет к государственной гражданской службе.
Хотя на практике требуется решение специально созданной комиссии по стажу. Также в некоторых случаях до 5 лет работы на должностях, не имеющих отношения к ГГС, могут быть засчитаны, но на усмотрение работодателя или специальной комиссии.
Рассмотрим такую ситуацию. Гражданин занимает должность государственной гражданской службы налогового инспектора на протяжении 5 лет. До этого он 2 года работал служащим в избирательной комиссии субъекта РФ, 3 года – специалистом по имуществу в администрации муниципального образования и 5 лет – главным бухгалтером государственного унитарного предприятия.
Время работы налоговым инспектором является ГГС в силу прямого указания соответствующего ФЗ, работа в ИК и местной администрации засчитываются в нее как с точки зрения закона, так и на основании обоих указанных указов.
Кроме того, поскольку работа в налоговой инспекции требует финансовой грамотности и бухгалтерские знания, гражданин вправе обратиться с заявлением о зачете стана работы бухгалтером в ГГС. Поскольку максимальный период ограничивается 5 годами, то все 5 лет могут быть засчитаны. В случае положительного решения стаж ГГС, таким образом, составит 15 лет.
Размер и порядок расчета государственной пенсии по выслуге лет
Что же касается размера пенсионных начислений государственным служащим, то он отличается от выплат обычного работника простой государственной организации. Это связано с тем, что работа данных работников намного сложнее как в физическом, так и в психологическом смысле этого слова.
Существует несколько вариантов, при которых бывший госслужащий имеет право на получение государственной пенсии, к которым относятся следующие:
- Достижение пенсионного возраста, и согласно повышению в текущем году он равен 61.5 лет для мужского пола, и 56.5 лет для женского пола.
- Наличие инвалидности – вне зависимости от того была ли она приобретена в период несения службы или же врожденная.
- При потере главы семьи, который являлся их кормильцем.
Стоит сказать, что для каждого госслужащего размер пенсии устанавливается в индивидуальном порядке, так как при расчете учитывается такой фактор, как размер трудового стажа. И чем больше его размер, тем больше сумма пенсионных выплат, которые назначаться ему или его семье.
В которой П это пенсия, СЗ это средний размер зарплаты, СП — это общая сумма пенсионных выплат по возрасту, и Ст это минимальный размер стажа, равный 15 годам.
Индексации и перерасчеты пенсии госслужащим в 2020 году
На данный момент пенсия начисляется в размере 45% от среднего заработка, если человек соответствует критериям. За переработку в 3 года добавляется еще 3% от заработной платы.
Важно! Максимальная величина не может превышать 75% от среднего дохода даже с учетом всех льгот и надбавок. На дополнительное обеспечение вправе рассчитывать государственные служащие, которые находятся в тяжелых климатических условиях.. При расчете оплаты в 2020 году не включаются отпуска без сохранения заработной платы, по беременности и родам, а также разные выплаты по уходу за несовершеннолетним
Сумма пособий, рассчитанные для получения в представленный период, также не учитываются при окончательном подсчете. Не учитываются и денежные средства, которые оплачивались на основании больничного листа
При расчете оплаты в 2020 году не включаются отпуска без сохранения заработной платы, по беременности и родам, а также разные выплаты по уходу за несовершеннолетним. Сумма пособий, рассчитанные для получения в представленный период, также не учитываются при окончательном подсчете. Не учитываются и денежные средства, которые оплачивались на основании больничного листа.
Индексация коснулась пенсии прокуроров, судей и иных госслужащих. Поскольку пенсионное обеспечение бывших сотрудников не росло, то было принято решение индексировать пенсию ежегодно – изначально в 2019 году на 4%, теперь еще и в 2020 году на аналогичный показатель. Планируется повышение еще на 4% в 2021 году. Пока дальнейшая инициатива получила поддержку вышестоящего руководства.
Пенсия судей также будет пересмотрена. Планируется увеличить заработную плату на 30%, но все будет зависеть от стажа.
Внимание! Перерасчет пенсии госслужащим осуществляется на ежегодной основе в соответствии с установленными правилами.
Размер социальной пенсии по старости сотрудников государственных учреждений зависит от выслуги лет. При 15 годах стажа работы госслужащий может рассчитывать на 45% суммы от заработной платы. За каждый год работы сверх указанного срока начисляется надбавка в 3%. Максимальная пенсия служащего федерального или регионального учреждения не может превышать 75% от заработка. Государственные служащие, кроме пенсии по выслуге лет так же могут получать страховую часть социальной пенсии по возрасту при условии выплаты взносов в ПФ РФ.
Госслужащий так же имеет право на начисление социальной пенсии по инвалидности и пенсии по утрате кормильца.
Пенсия по инвалидности назначается по единым для всех медицинским показаниям. Денежное пособие по утрате кормильца может быть назначено только в том случае, если на иждивении государственного служащего находятся дети, внуки, братья или сёстры ближайшего родственника, не достигшие возраста в 14 лет, и не имеющие других близких, которые должны их содержать.
Документы для оформления пенсии
Для установления пособия за выработку лет вместе с заявкой нужно предоставить следующий пакет документов:
- паспорт (копия и подлинник);
- справку о величине среднего месячного заработка служащего за последний полный год гражданской службы перед уходом;
- справку о должности, этапы работы в которой включаются в стаж гос. службы для установления дотации за выработку лет;
- справку из органа, который выполняет пенсионное обеспечение, об установленной (оформленной раньше срока) трудовой пенсии по инвалидности (старости) и сумме назначенной пенсии;
- копию трудовой книжки;
- копию приказа об увольнении из федерального органа;
- копию военного билета (если есть стаж военной службы);
- другие бумаги, которые подтверждают этапы, включаемые в стаж гос. службы, для назначения дотации за выработку лет.
Чтобы уточнить необходимый перечень документов, которые могут понадобиться при присуждении пенсии, нужно обратиться в территориальный орган ПФР.
Увеличение срока выслуги
Увеличение выслуги для права на пенсию с 20 до 30 лет в 2020 году не предусмотрено. Однако, с 1 января 2021 года действует закон, предусматривающий поэтапное увеличение минимального рабочего стажа в государственных структурах. Таким образом, пенсия судей (как и других бюджетников) в 2021 году будет повышаться поэтапно: ежегодный рост на полгода до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.
Увеличение срока службы до 25 лет, дающего право на пенсию предусматривает новый закон, который может вступить уже с 1 января 2021 года.
Закон предусматривает выплаты в размере 65% денежного довольствия за выслугу 25 лет, а сверх этого срока добавку в размере 3%, но не более 95%.
В настоящее время военнослужащий через 20 лет воинской службы имеет права на пенсионное обеспечение, равное половине денежного довольствия в зависимости от имеющегося оклада, военного звания, занимаемой должности, надбавки за срок несения службы и прочих индексациях. За каждый год несения службы после 20 лет, военнослужащий получают надбавку к нему в размере 6,3%, но не более 85%.