- Раздел имущества

Статья 168 НК РФ. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 168 НК РФ. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.

Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий

Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.

На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.

Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.

Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки

Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.

Ответ на требование налоговой по НДС (образец)

Подавая в налоговую инспекцию декларацию по НДС, плательщик налогов должен быть готов к тому, что у проверяющих инспекторов могут возникнуть некоторые вопросы. Поэтому, все плательщики данного налога должны знать, как дать формализованный ответ на требование налоговой по НДС.

Законодательством установлено, что налоговики имеют право по итогам камеральной проверки отчетности по НДС, потребовать пояснение к этой отчетности. Такое право инспектора используют в таких случаях:

  • Не схождение в отчете контрольной информации;
  • В отчете выявлены ошибки;
  • Слишком большие вычеты;
  • Сведения из разной отчетной документации не сходятся.

Пояснения по налоговому разрыву

Налоговый разрыв — это разница между налоговой нагрузкой компании и средним показателем по стране в этой отрасли. Т. е. это разница между суммой налогов, которые должны быть уплачены в теории, и суммой фактически уплаченных налогов, другими словами, низкая налоговая нагрузка.

Несколько лет на сайте ФНС России публикуются данные об уровнях средней налоговой нагрузки по отраслям в стране. Фискалы предлагают компаниям либо подать уточненки, либо пояснить расхождения, либо изменить первый код ОКВЭД в реестре, если код не соответствует реальному основному виду деятельности.

Конечно, причинами налогового разрыва могут быть низкая рентабельность, повышенные расходы в связи с особыми обстоятельствами, неэффективность управления и т. д. Следует регулярно анализировать и оптимизировать свои расходы. Лучше привести ОКВЭД в соответствие с действительностью.

Читайте также:  Сколько будет ЕДВ ветеранам боевых действий с 2023 года

По факту под один ОКВЭД может подпадать совершенно разная деятельность со своей спецификой, особенно если у бизнесмена собственное производство, существуют определенные особенности региона, уникальность подобного рода услуг на рынке, высокая конкуренция, непредвиденные расходы. Есть стандартные аргументы: рост цен, обновление производства и т. д.

Приложите надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие обоснование разрыва.

Восстановление налога с уплаченных авансов

После полной поставки товаров, по которым уже были переведены авансы, покупателю необходимо восстановить ранее возмещенный по ним налог. Осуществляется это по итогам того квартала, в котором производится окончательное перемещение продукции на склад покупателя согласно подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ. В качестве основания для проведения указанной операции могут выступать:

  • представление продавцом полного пакета документов на всю отгруженную продукцию, по которой ранее от покупателя был получен авансовый платеж;

  • возврат предоплаты от контрагента;

  • то, что оплата перестала быть предварительной и принята к зачету по иному основанию, не связанному с перечислениями под плановые отгрузки;

  • отнесение суммы аванса на финрезультат;

  • погашение суммы предоплаты путем взаимозачета требований.

Нельзя сказать, что обязанность восстановить ранее принятый к вычету НДС по всем указанным основаниям не может оспариваться. Однако существующая практика показывает, что органы ИФНС настаивают на ее возникновении при наступлении 1 из приведенных событий. В то же время попытки организаций уклониться от выполнения требований по восстановлению налога приводят их в суд.

Как отразить восстановленный НДС в декларации

Форма налоговой декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (в ред. Приказа ФНС от 20.12.2016 № ММВ-7-3/696@).

Указывается, что по строке 080 «Суммы налога, подлежащие восстановлению, всего» отражаются суммы налога, подлежащие восстановлению на основании положений гл. 21 НК РФ (п. 38.5 Порядка, утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).

Сюда относится не только НДС, восстанавливаемый с выданного аванса поставщикам, но и, к примеру, НДС, восстанавливаемый по объектам недвижимости, или при переходе на УСН.

А по строке 090 «Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ» выделяются из общей суммы восстановленного НДС строки 080 тот НДС, который был принят к вычету при перечислении аванса, а сейчас восстанавливается в связи с получением ценностей, расторжением договора или списанием долга перед поставщиком.

Строка 090 декларации по НДС в разделе 3 заполняется по факту восстановления налога, в случае, если представитель декларации выступает в роли покупателя и пользуется правом вычета «авансового» НДС при осуществлении полной или частичной оплаты своему поставщику в счет предстоящей поставки товаров.

О некоторых пунктах Контрольных соотношений

К добавленным в Контрольные соотношения пунктам относятся также:

№ пункта

Контрольные соотношения

Возможное нарушение законодательства

Формулировка нарушения

Раздел 9: сумма строк 175 = строке 235 на последней странице.

Если левая часть равенства > правой

Статьи 153, 173 НК РФ, п. 8 Правил ведения книги продаж

Вероятно, занижена сумма НДС, исчисленного к уплате в бюджет

Раздел 9: сумма строк 205 = строке 265 на последней странице.

Если левая часть равенства > правой

Приложение 1 к разд. 9: строка 055 + сумма строк 285 = строке 345.

Если левая часть равенства > правой

Статьи 153, 173 НК РФ, п. 3 Правил заполнения дополнительного листа книги продаж

При условии заполнения в разд. 2 за отчетный налоговый период строк 040 – 060 в строке 070 этого раздела указываются коды 1011705, 1011709, 1011715

Пункты 4, 6, 8 ст. 161 НК РФ

Вероятно, неверно указан код

При условии заполнения в разд. 2 за отчетный налоговый период строк 020 – 060 в строке 070 этого раздела указывается код 1011703

Пункт 3 ст. 161 НК РФ

При условии заполнения в разд. 2 за отчетный налоговый период строк 020, 040 – 060 в стро-
ке 070 этого раздела указываются коды 1011707, 1011711, 1011712, 1011714

Пункты 1, 5 ст. 161; п. 10 ст. 174.2 НК РФ

Значение в разд. 1 строки 020 и (или) разд. 2 строки 040 = значению КБК для декларации по НДС, указанному в соответствии с кодами классификации доходов бюджетов РФ

Статья 80 НК РФ

Неверно указан КБК

Значение в разд. 1 строки 010 (или) разд. 2 строки 050 = значению, указанному в ОК 033-2013 (ОКТМО), утвержденному Приказом Росстандарта от 14.06.2013 № 159-ст

Статья 80 НК РФ

Неверно указан ОКТМО

Верховный Суд сказал, когда можно возместить НДС

Бывает такая ситуация: компания покупает товар (допустим, трактор) за рубежом, он ввозится в Россию через таможню. На таможне НДС сразу перечисляется в бюджет. Допустим, трактор стоит 1 млн руб, НДС — 166 666 руб.

Далее трактор уже в России перепродается по цепочке и в конце концов оказывается у фермера за 2,5 млн руб.

Допустим, цепочка перепродавцов состоит из техничек, которые с реализации на территории РФ НДС в бюджет не заплатили, и на этом основании инспекция отказывает фермеру в вычете НДС с 2,5 млн руб.

Читайте также:  В 2023 году размеры пенсий неработающих граждан повысят на 4,8%

Но в этом случае инспекция поступает несправедливо. У неё есть основания отказать в вычете НДС с добавленной стоимости, то есть с 1,5 млн руб из 2,5 млн руб, т.к. уплата НДС с 1 млн руб на таможне подтверждена. Верховный Суд считает так же. Он рассматривал подобную ситуацию и изложил своё мнение в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 03.10.2017 № 305-КГ17-4111 по делу № А40-189344/2014.

В данном деле суд высказал следующий принцип:

юридически значимым обстоятельством, определяющим возможность применения налоговых вычетов при приобретении товаров (работ, услуг) налогоплательщиком — покупателем, является заявление к вычету НДС не более суммы налога, предъявленной налогоплательщику его контрагентом, имея в виду, что поставщик создает в бюджете экономический источник для последующего вычета (возмещения) налога у покупателя.

Таким образом, если вы сможете доказать, что ваш поставщик уплатил все налоги со сделки, в том числе НДС, то нужно обосновать инспекции что в бюджете был сформирован экономический источник для возмещения НДС и отказ в возмещении (в праве на вычет) необоснован и приводит к двойному налогообложению. Такие действия инспекции не согласуется с принципом экономического основания налога, изложенного в пункте 3 статьи 3 НК РФ, в результате чего нарушается принцип однократности налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 38 НК РФ).

Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 12 декабря 2019 года N ЕД-4-2/25672@

О пределах раскрытия территориальными налоговыми органами информации на основании данных налогоплательщиками согласий на признание сведений, составляющих налоговую тайну общедоступными, с кодом «1100», «1400», кейс «TG о наличии (урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС»

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение от 07.11.2019 N 44, сообщает следующее.

В письме ФНС России от 09.10.2018 N ЕД-4-2/19656@ в ответ на обращение участников рынка о возможности информирования о несформированном источнике для принятия к вычету сумм НДС указаны особенности заполнения Согласия (Форма по КНД 1110058), а именно:

1. В разделе формы Согласия «Коды сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну» в поле «Настоящим даю свое согласие на признание сведений общедоступными» в соответствии с Приложением N 3 к приказу (Справочник сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными) указывается в обязательном порядке два кода:

2. В поле «Дает согласие на признание следующих сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну, общедоступными» указывается цифра «2», что подразумевает выдачу Согласия только на часть сведений, составляющих налоговую тайну».

Таким образом, переданные налогоплательщиками в соответствии с письмом ФНС России от 09.10.2018 N ЕД-4-2/19656 в территориальные налоговые органы Согласия не предполагают раскрытия третьим лицам хозяйственных связей между налогоплательщиками, любых данных из налоговых деклараций и иной информации, содержащей сведения коммерческой и/или налоговой тайны за пределами сведений о факте наличия (урегулирования/неурегулирования) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС.

Ответ на требование ИФНС о предоставлении пояснений по НДС (налоговой) в 2019 году — сроки, образец

Компании получат требования налоговиков, если заявляют высокую долю вычетов.

На сегодняшний день налоговики применяют норматив, утвержденный Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Налоговый вычет по НДС не должен превышать:

  • 89 % от начисленных сумм НДС за 12 месяцев;

  • долю вычета НДС по региону.

Приведем образец ответа на подобный запрос.

На практике встречается ситуация, когда инспекторы в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС выявляют:

  1. несоответствие сведений, представленных фирмой, сведениям, содержащимся в документах, имеющимся у налоговиков.
  2. ошибки в декларации;
  3. противоречия между сведениями, содержащимися в представленных компанией документах;

Как написать объяснение о высокой доли налоговых вычетов по ндс

Сданная предприятием декларация по НДС – это источник информации для налоговых органов о размере исчисленного налога и вычетов. При проверке инспекторы проверяют правильность заполнения, полноту расчетов, достоверность предоставленной информации. Одним из показателей, отражаемым в налоговой декларации, который отслеживает налоговая – это удельный вес вычета.
Для городов России ФНС установила безопасные значения для этого показателя. Среднестатистический по России порог удельного веса вычета НДС — 87.9%. Инспекторы выделяют вниманием предприятия, указывающие высокий удельный вес вычетов, ведь это считается серьезным свидетельством того, что на предприятии слабая налоговая нагрузка.

И проблема становится поводом для направления в адрес организации требования о предоставлении объяснений, а затем и причиной назначения выездной проверки.

С целью снять с организации подозрения относительно законности и легальности операций, проводимых по бухгалтерскому и налоговому учету, рекомендуется оперативно предоставить инспекторам пояснительную записку о причине, спровоцировавшей повышение удельного веса.

Некоторые бухгалтеры действуют на опережение и, не дожидаясь требований из инспекции, прикладывают к каждой декларации по НДС письмо-справку об уровне удельного веса вычетов по НДС и указывают, какая доля вычетов по прибыли в организации за отчетный период, и дают необходимые пояснения.

Удельный вес налоговых вычетов по НДС – показатель оценки состояния дел в организации. Организации, которые не желают предоставлять в инспекцию информацию о причине снижения налоговой нагрузки, рискуют оказаться в списках получивших уведомление о назначении выездной проверки.

Читайте также:  Раздел земельного дачного участка на два собственника

Если организация при сведении информации по налоговой нагрузке на предприятии оказалась в зоне риска по этому критерию, рекомендуется представить в налоговую пояснения о причинах сложившейся ситуации, не дожидаясь требований из инспекции.

Оценить риски поможет расчет удельного веса вычетов и сравнение с пороговым значением, утвержденным на 2020 год по региону, в котором работает организация.

  1. Строчка 190 «НДС к вычету»;
  2. Строчка 110 «НДС начисленный».

Отчет по НДС, как и по всем остальным видам налога, представляет собой заполненную декларацию, которая сдается плательщиком в ФНС. Особое внимание сотрудников налоговой службы при проверке деклараций привлекает высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС. Если данный факт обнаруживается в отчетности, «налоговая» может потребовать от плательщика пояснения о налоговом вычете (его доле).

Удельный вес рассчитывается по-разному в каждом регионе. Также он зависит от сферы деятельности, статистических данных. Подозрительной для контролирующего органа является доля в 89% и выше в течение года. Также, скорее всего, в 2020 году не избежать проверки компаниям, заявившим в декларации вычеты в сумме более 5 миллионов рублей или, если резкое превышение налоговых вычетов по НДС наблюдается в налоговом периоде.

В стандартном образце пояснения в налоговую службу относительно высокого вычета по НДС указывается:

  • реквизиты, наименование плательщика;
  • сумма вычетов и период, за которые они затребованы;
  • собственно пояснение превышения;
  • дата и подпись.

Пояснения по превышению доли налоговых вычетов по НДС сдаются в налоговый орган в письменном виде, этому предшествует получение налогоплательщиком письма с требованием предоставить объяснения. Причин высокой доли налоговых вычетов по НДС может быть несколько:

  • Закупка товара в конце периода.
  • Возмещение НДС.
  • Недавно открытая компания или переход на другой вид хозяйствования.
  • Позднее получение счетов-фактур.
  • Сезонные, например, сельскохозяйственные работы.

Вычет по НДС предоставляется не всем налоговым агентам. Не имеют права им воспользоваться те, кто освобожден от уплаты данного налога, реализует товары иностранного происхождения, не состоящие на учете в РФ, или занимается продажей конфискованного товара, перечисленного в 145-й статье НК.

Мы рассказали, как самостоятельно контролировать отдельные критерии, по которым налоговики проводят отбор кандидатов для ВНП. Теперь поговорим о том, как подготовить пояснения, которые могут помочь отбиться от приглашения на комиссию по легализации объектов налогообложения и от возможной в недалеком будущем выездной проверки, если компания все же попала в зону пристального внимания инспекторов.

Приведем образцы таких пояснений.

Порядок действий при получении требования

После того, как налогоплательщик получает требования о пояснениях, он должен сверить переданные в налоговую документы с имеющимися у него на руках данными.

В первую очередь, при проверке декларации по НДС, анализу подвергаются указанные в ней суммы (на предмет их соответствия с суммами по всем входящим и исходящим счетам-фактурам). Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.).

Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль, следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета. Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции.

После того, как ошибка будет найдена, нужно передать в налоговую уточненную отчетность с исправленными данными — но это касается только сумм. Если же ошибка не относится к финансовой части, то «уточненку» сдавать не надо, достаточно предоставить необходимые пояснения.

Внимание: закон не говорит о том, что пояснения должны быть даны именно в письменной форме, т.е. это значит, что они могут быть предоставлены и устно. Однако во избежание дальнейших разногласий, лучше все-таки озаботиться составление письменного ответа.

Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам

Налоговиков может заинтересовать убыточная деятельность компании, и в этом случае пояснения налогоплательщика должны в полной мере раскрывать причину возникновения убытка в запрашиваемом отчетном периоде. Для этого в письме расшифровываются доходы и расходы за определенный промежуток времени.

Также пояснения в налоговую (образец см. далее) должны содержать указания, почему расходы превысили доходы. Например, компания создана недавно, деятельность только началась и выручка пока невелика, но текущие расходы уже значительные (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т.п.), либо фирмой были произведены неотложные крупные расходы на ремонт, закупку оборудования и т.п. Чем подробнее будут расписаны причины убытка, тем меньше новых вопросов возникнет у налоговиков.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *